Девушка на выданье. Метафора в помощь

 

В жизни девушки наступает этап отделения от родительской семьи. Просто ли это?

Известно давно, что счастливые семьи создаются не только по желанию, а и по умениям с обеих сторон. Ответственность, обязанности, сложности характеров и множество мелких вопросов, в которых сталкиваются интересы супругов. От немытой посуды – до проведывания родственников.

А если девушка чувствует неготовность вести хозяйство, заботиться о близких, уступать, утешать и всё это в радость? Однако, ей бы хотелось самостоятельности, но без особых усилий. Ибо усилия, по её мнению, «убивают любовь».

Кому-то знакома подобная ситуация? И как тут быть?

Ниже приведена метафора в помощь. Она составлена по материалам проведенного консультирования. Желающие найдут в ней кое-какие ответы.

А специалист, интересующийся гипнотерапией, методами работы Милтона Эриксона, и использующий метафоры для работы с подсознанием пациента, найдёт советы по их составлению.

Кошки-мышки

Жила была Кошечка. Белая и пушистая, как первый снег. И звали ее нежно - Снежинка. Она любила нежиться, ласкаться и гулять сама по себе и со своими сородичами также.

Но у нее была строгая Хозяйка, которая позволяла Снежинке ходить по полу и спать на теплом коврике возле печки. И только.

А больше всего Кошечке нравилось бывать во дворе и за его пределами. Особенно ночью и в то время, когда  и происходит настоящая кошачья жизнь.

 В доме у Хозяйки - сколько угодно еды для Снежинки. Но у Кошки, как  у всех, ей подобных,  проявлялся  инстинкт хищницы. В доме уже не было мышей, но зато во дворе, сарае и  саду водились и мыши, и воробьи, и голуби, и другая дикая живность. За ними Кошечка охотилась, хотя и была сыта.

И каждый раз она приносила Хозяйке добычу в зубах. Добыча была еще живая и Снежинка играла с ней довольно долго. То придушит, то опустит. Хозяйка сердилась и прогоняла Кошку во двор. А бедняжка-Снежинка не могла понять: «Зачем Хозяйка прогоняет? Могла бы поиграть в охоту?» 

И вот однажды, Снежинка мчалась в дом с  мышью в зубах, но Хозяйка поспешно захлопнула дверь перед самым носом Кошки. Как быть? Хочется поиграть, а Хозяйка не понимает.

Снежинке стало грустно, она разжала зубы. Мышь отряхнулась и шмыгнула в норку.

 Снежинка вспомнила про свое теплое местечко возле печки и поскреблась в дверь, потом в окно – тщетно. Хозяйка не поверила ей: береги покой своих близких.

Пришлось заночевать на улице. И друзья-Коты не радовали, кроме одного, который старательно вылизывал Снежинке шёрстку на спинке в тех местах, где она не могла достать лапкой или языком.

Снежинка пригрелась возле Кота и задремала.  Ушки не спали. Вдруг где-то зашуршит мышь – охотничий инстинкт. 

И думалось Снежинке вот о чём: «У хозяйки тепло, сытно, и можно туда вернуться, растянуться возле печки, помурлыкать и сладко подремать. Тепло.

А не лучше ли с Котом побегать по крышам и задворкам, подремать вместе, согревая друг дружку, и приискать местечко где-нибудь в сарае или подвале, превращаясь в свободную подвальную кошку, которая ищет уголок  для своих детенышей. Свобода или комфорт?

Комфорт или свобода? Кошечка пыталась выбрать и уснула крепче, чем всегда. И приснился ей  Диван.

Да,  Диван, на котором ей возбранялось лежать.

Будто Диван выставили во двор на просушку. Диван расслабился и немного похрапывал от свежего ветерка, обдувающего  его уставшие бока. «Я мягок и удобен, и печалюсь, когда меня продавливают. Береги покой своих близких», - грезил Диван.

На спинку Дивана присела Птичка и защебетала о всех удовольствиях свободного полета. «И я хочу», -  думала во сне Кошка.

 А Диван спросил у Птички: «Что ты, милая, делаешь, когда темно, и где же ты ночуешь?» 

Запищала Птичка в ответ: «Высоко на дереве есть гнездо, мягкое и теплое, и там живут мои голодные птенчики. И мы с их отцом носим туда червячков, пока светит солнце».

.«Не совсем свобода», -  подумал Диван, но промолчал.

А Снежинка, представив птенчиков, облизнулась и уснула глубже..

.И будто бы отправились они с Котом в дремучий Лес. Будто бы нашли просторное жилище под корнями поваленного дерева. Будто пробудился у нее мощный охотничий инстинкт, и еще почуяла она в себе новую жизнь. Будто стали они с Котом хозяевами этого кусочка Леса, где было много разной мелкой живности, простора и свободы.

  Вскоре Снежинка проснулась, выгнула спинку, вскочила на упругие лапки. Но это уже другая история, история приключений и роста

А мыши? Конечно, им очень хотелось воровать у Хозяйки крупу и хлеб, но помня острые кошачьи зубы, они с опаской обходили стороной этот строгий Дом. 

Метафоры – это важнейший метод в эриксоновской терапии.

Это Герой, похожий на тебя внешностью, характером, увлечениями.

Это похожие связи и отношения, как в твоей жизни. 

Это завораживающая простота сюжета,

Глубина проникновения в твои образы и мысли. Неожиданное решение. Уверенность действовать. Спокойная уверенность.

Метафора подаётся в обычном повествовании или в составе метафоры-спирали. Состояние транса у пациента  – как  необходимая составляющая терапевтического сеанса.  Метафора, составленная для ребёнка, подаётся психотерапевтом или воспитателем как сказка, игра, кукольный театр. 

Давайте ещё раз просмотрим метафору для девушки на выданье «Кошки-мышки».Каковы герои метафоры

  • Кошечка Снежинка – девушка, главная героиня:
  • Хозяйка – семья девушки, род:
  • Кот – избранник девушки, будущий супруг:
  • Диван – старый член семьи:
  • Птичка – модель поведения взрослой женщины:
  • Игра с мышью – увлечения, создающие неудобства для окружения, не принятые в семье:
  • Лес – среда, полностью самостоятельная жизнь.

Вероятно, просмотрев метафору ещё раз, вы уяснили главное.

В проблеме, которую предъявляет пациент, много переживаний и вопросов.

В метафоре проблема упрощается:

 действующие лица получают имена,

разворачивается действие, наступает кризис.

герой научается и находит решение.

В каких случаях полезно   составлять и использовать метафоры, в том числе, с наведением транса? Разве только во время психотерапевтического сеанса?

Ребёнок часто капризничает, не слушается, боится. Метафора-сказка  - мягкий и действенный способ родительской помощи. Подросток не хочет учиться и помогать. Метафора-история  сработает лучше нотаций. 

Какие истории, рассказанные вам в детстве вашими близкими или из книг, вы помните до сих пор, уважаемый читатель? Какое влияние они оказали на вашу жизнь?

Лобова Наталья

Что интересного на портале?