На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы: степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также конфликтность или неадекватный стиль семейного воспитания. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.
«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» – всегда результат деструктивных стилей семейного воспитания. В последние десятилетия психология сделала ряд открытий. По мнению Л.Б.Шнейдер, одно из них – о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.
Российские психологи Л.С.Выготский; С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, В.С.Мухина и другие в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми определенных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Именно с близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, а в дальнейшем постигает сложную систему человеческих взаимоотношений (Дубровина И.В.). Поэтому факторы семейного воспитания в настоящее время выделяются в качестве центральной базовой причины агрессивности едва ли не всеми исследователями данной проблемы. Стиль семейного воспитания играет существенную роль в формировании личности ребенка.
И авторитарные и влиятельные родители очень требовательны к своим детям, и они ждут от детей должного поведения и повиновения установленным правилам. Однако авторитарные родители также ожидают, что их дети будут принимать их суждения, ценности и цели без лишних вопросов. Напротив, влиятельные родители более открыты в общении со своими детьми. Поэтому, несмотря на то, что авторитарные и влиятельные родители значительно контролируют поведение своих детей, влиятельные родители оказывают на ребенка меньше психологического воздействия в отличие от авторитарных родителей.
Исследовательская работа над темой «Детско-родительские отношения и агрессивное поведение дошкольников», включала: наблюдение за агрессивным поведением дошкольников, определение особенностей детско-родительских отношений глазами ребенка, определение особенностей родительского воспитания.
Исследование было проведено на базе ДУ «Ясли-сад» №2 г Минска. Выборка исследования составила 30 детей, из них 15 девочек и 15 мальчиков. Для проведения исследования в качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:
1) наблюдение за агрессивным поведением дошкольников. «Программа наблюдения за агрессивным поведением» (Ф. Питерманн, У. Питерманн)
2) проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман)
3) опросник «Взаимосвязь родителей с ребенком» (И.И. Марковская)
4) методы математической статистики: коэффициент линейной корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента (программа СТАТИСТИКА 6.0).
В ходе проведенного эмпирического исследования:
1. Установлено, что чрезмерно строгий родительский контроль ведет к эмоциональному неблагополучию ребенка в семье. Строгость родителя также вызывает повышенный уровень тревожности у ребенка Проявление сотрудничества отрицательно связано с агрессивностью ребенка. Тревожность, наоборот имеет более высокий уровень у детей с повышенной агрессивностью.
В ходе исследования показано, что родительская тревожность положительно связана с собственной тревожностью ребенка. Тревожность родителя отрицательно влияет на проявление семейного неблагополучия у ребенка.
Наше исследование показало, что чем выше конфронтация родителя с ребенком, тем выше уровень его эмоциональной тревожности. Низкая удовлетворенность родителя отношениями со своим ребенком, сказывает на повышенной конфликтности ребенка.
2. В ходе исследования выявлены гендерные различия в уровне агрессии. Мальчики отличаются более высоким уровнем агрессии, по сравнению с девочками. Мальчики более склонны к проявлению открытой агрессии, они часто бывают инициаторами конфликтов и драк среди сверстников, используют оскорбительные прозвища в общении с другими детьми.
Исследование показало, что девочки, по сравнению с мальчиками отличаются более высоким уровнем эмоционально-волевого контроля поведения. Это выражается в том, что девочки стремятся высказывать мнение или критику с нормальной силой голоса, более склонны к сотрудничеству, уступкам в игре. Они стремятся больше, чем мальчики соблюдать правила, поддерживают других. У девочек более высокий уровень контроля своего поведения, более высокий уровень его осознания, способность учитывать чувства и мнения других.
Таким образом, в ходе нашего исследования установлено, что неадекватное родительское отношение, которое проявляется в чрезмерной строгости, сильном ограничительном контроле, низком сотрудничестве, конфронтации с ребенком отрицательно влияет на эмоциональное благополучие ребенка. Дети, чьи родители проявляют неадекватное отношение к ребенку, отличаются повышенной агрессивностью, склонностью к повышенной тревожности и конфликтности.