Детско-родительские отношения и агрессивное поведение дошкольников.

Детско-родительские отношения и агрессивное поведение дошкольников.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы:  степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также конфликтность или неадекватный стиль семейного воспитания. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.

 «Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» – всегда результат деструктивных стилей семейного воспитания. В последние десятилетия психология сделала ряд открытий. По мнению Л.Б.Шнейдер, одно из них – о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Российские психологи Л.С.Выготский; С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, В.С.Мухина и другие в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми определенных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Именно с близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, а в дальнейшем постигает сложную систему человеческих взаимоотношений (Дубровина И.В.). Поэтому факторы семейного воспитания в настоящее время выделяются в качестве центральной базовой причины агрессивности едва ли не всеми исследователями данной проблемы. Стиль семейного воспитания играет существенную роль в формировании личности ребенка.

И авторитарные и влиятельные родители очень требовательны к своим детям, и они ждут от детей должного поведения и повиновения установленным правилам. Однако авторитарные родители также ожидают, что их дети будут принимать их суждения, ценности и цели без лишних вопросов. Напротив, влиятельные родители более открыты в общении со своими детьми. Поэтому, несмотря на то, что авторитарные и влиятельные родители значительно контролируют поведение своих детей, влиятельные родители оказывают на ребенка меньше психологического воздействия в отличие от авторитарных родителей.

Исследовательская работа над темой «Детско-родительские отношения и агрессивное поведение дошкольников», включала: наблюдение за агрессивным поведением дошкольников, определение особенностей детско-родительских отношений глазами ребенка, определение особенностей родительского воспитания.

Исследование было проведено на базе ДУ «Ясли-сад» №2 г Минска. Выборка исследования составила 30 детей, из них 15 девочек и 15 мальчиков. Для проведения исследования в качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:

1) наблюдение за агрессивным поведением дошкольников. «Программа наблюдения за агрессивным поведением» (Ф. Питерманн,                               У. Питерманн)

2) проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман)

3) опросник «Взаимосвязь родителей с ребенком» (И.И. Марковская)

4) методы математической статистики: коэффициент линейной корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента (программа                       СТАТИСТИКА 6.0).

 

В ходе проведенного эмпирического исследования:  

1. Установлено, что чрезмерно строгий родительский контроль   ведет к эмоциональному неблагополучию ребенка  в семье.  Строгость родителя также вызывает повышенный  уровень тревожности у ребенка   Проявление сотрудничества отрицательно связано с агрессивностью ребенка.  Тревожность, наоборот имеет более высокий уровень у детей с повышенной агрессивностью.

В ходе исследования показано, что родительская тревожность  положительно  связана с собственной тревожностью ребенка. Тревожность родителя отрицательно влияет на проявление  семейного неблагополучия у ребенка.

 Наше исследование показало, что  чем выше конфронтация  родителя с ребенком, тем выше уровень его эмоциональной тревожности. Низкая   удовлетворенность родителя отношениями со своим ребенком,  сказывает на повышенной конфликтности  ребенка. 

2.  В ходе  исследования выявлены гендерные различия в уровне агрессии.  Мальчики отличаются  более высоким уровнем агрессии, по сравнению с девочками. Мальчики   более склонны к проявлению  открытой агрессии, они часто бывают инициаторами конфликтов и драк  среди сверстников, используют  оскорбительные прозвища в общении  с  другими детьми.

Исследование показало, что  девочки, по сравнению с мальчиками отличаются более высоким уровнем  эмоционально-волевого  контроля поведения.  Это выражается в том, что девочки  стремятся высказывать  мнение или критику с нормальной силой голоса, более склонны к сотрудничеству, уступкам в игре. Они стремятся больше, чем мальчики    соблюдать правила, поддерживают других. У девочек более высокий  уровень контроля своего поведения, более высокий уровень его осознания, способность   учитывать чувства и  мнения других.

Таким образом, в  ходе нашего  исследования  установлено, что  неадекватное  родительское отношение, которое проявляется в   чрезмерной строгости,  сильном ограничительном контроле, низком  сотрудничестве, конфронтации с ребенком отрицательно влияет на эмоциональное благополучие ребенка. Дети, чьи родители проявляют неадекватное отношение  к ребенку, отличаются повышенной агрессивностью, склонностью к повышенной тревожности и конфликтности.   

 

 

 



Что интересного на портале?