Детский сад/школа/институт как инвалидирующее окружение

Друзья, напишу несколько однобоко — свое мнение на вопрос с одной позиции, поскольку иных ракурсов на проблему множество и они не вместятся в рамках маленького поста. Задача поста не найти виноватых, но очертить проблему.

Детский сад/школа/институт как инвалидирующее окружение.

Впервую очередь определение этого понятия.
«Инвалидирующее окружение – это такое окружение, в котором выражение индивидом своих эмоциональных переживаний сталкивается с переменчивыми, неадекватными и обостренными реакциями. Другими словами, чувства индивида не признаются или игнорируются его окружением; за ними часто следует наказание. »

Детский сад.
Ребенок на определенном этапе своего взросления сталкивается с тем, что его отрывают от значимого лица и направляют в общественное заведение — детский сад, наиболее значимыми из всех причин подобной ситуации — необходимость родителей иметь свободное время для реализации иных социальных нужд. При этом в рамках социальной группы ребенок сталкивается с необходимостью регулировать свой социальный статус в конкурирующей среде, соответсвовать требованиям воспитателей и значимых в этом социуме лиц, учится правильно реагировать в рамках группы на угрозы. Степень успешности адаптации в данный конкурентных условиях будет зависить от множество как врожденных факторов, так и факторов раннего взаимодейтвия с родителями и формирования защит и специфики объектных отношений. Конфронтация с окружением заставляет ребенка адаптироваться теми привычными методами, которые соответсвуют его уровню развития психики. Инвалидирующий фактор состоит в том, что если уровень стресса превышает возможности адаптации ребенок оказывается под угрозой развития психических заболеваний. Поэтому изначально необходимо уделить максимальное внимание профилактики этой проблемы как со стороны родителей, так и со стороны учреждений.

Школа.
«Неудача или любое отклонение от норм социального успеха приписывается недостатку мотивации или дисциплины, недостаточным усилиям и т. п. Позитивные убеждения и планы действий, выражение положительных эмоций могут подобным образом не признаваться окружением или приписываться недостаточной проницательности, наивности, идеалистичности и инфантильности индивида. В любом случае личные переживания и эмоции индивида не считаются адекватными реакциями на события.»

Школа на данный момент формулирует задачу не привить любовь к знаниям, а все таки директивно внедрить средний уровень знаний в ребенка. Помимо давления со стороны образовательной системы с ее требованиями, ребенок сталкивается с отношениями с учителями, которые могут как помогать ему, так, и в силу своих проблем, быть причиной инвалидизации, так же главным инвалидизирующим фактором становится возрастающая конкуренция среди сверстников в группе, борьба за социальный статус обретает более жесткие формы, большенство же преподавателей считают, что это не относится к их компетенции. Один из важный инвалидизирующих факторов — обязанности родителей по домашней подготовке к школе. Значимое лицо, которое может контейнировать и успокоить ребенка после стресса в школе, обязывают директивно требовать выполнения стрессующих действий.
Подведя итог:
«недостаточное соответствие имеет место, если возникают несообразности и дисгармония между возможностями и требованиями окружения, с одной стороны, и возможностями и характеристиками ребенка – с другой. В этих случаях возникают неадаптивные функции и искаженное развитие»

Оценочное суждение о способностях ребенка и в целом о нем, на основании строгих усредненных критериев, целью которых создание максимально продуктивного и удобного социального элемента, противопоставляет индивидуальное творческое Я и социальное Я, что вызывает внутреннее напряжение и фрустрацию ожиданий ребенка, заставляя его смериться с необходимостью подчинения и развитию Ложного Я(Винникот). Такая ситуация может привести к доминировованию примитивных защит как изоляция — уход в себя, фантазии, дихотомическому мышлению из за расщепления, доминированию садистических импульсов и эмоциональной нестабильности.

Факторы провоцирующие инвалидизацию:
1 несоотвествия требованием социальной группы
2 отсутствие поддержки значимых лиц
3 врожденная гиперчувствительность к инвалидизирующим факторам, низкая стрессоустойчивость
4 приобретенная вследствии развития гиперчувствительность и низкая стрессоустойчивость

Факторы помогающие преодолеть или избежать:
1 требование группы не травмируют психику ребенка из за соотвествия ожиданиям ребенка или способности ребенка адаптироваться к ним не подавляя свои.
2 значимые люди способны поддержать и снизить стресс от взаимодействия с инвалидирующей средой

Вывод о некоторых возможный последствиях инвалидирующего окружения со слов Лайнен:
«Я полагаю, что инвалидирующее окружение с высокой вероятностью приведет к развитию у последнего ПРЛ.»

Цитаты взяты из книги Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. Лайнен (DBT)

Вячеслав Гриздак