Детские страхи: когда стоит обратиться за помощью к специалисту

На самом деле, в большинстве случаев детские страхи – это абсолютно нормальное и естественное явление, говорящее о том, что ребенок растет и развивается, познает мир и себя самого, учится находить выходы из сложных ситуаций. Но бывают случаи, когда страх является признаком, который говорит о том, что с психикой ребенка не все в порядке. Родителям нужно вовремя заметить, что проблемы ребенка выходят за рамки обычных возрастных трудностей и вовремя обратиться к специалисту: психологу, психотерапевту, психоневрологу или психиатру.

В принципе, любой из этих специалистов подскажет вам, куда нужно обратиться, если вы пришли не по адресу. Например, вы обратились к психоневрологу, а он считает, что лучше всего в данной ситуации сможет помочь детский психолог. Очень часто такие, работающие в смежных областях, специалисты хорошо знают своих коллег и смогут порекомендовать конкретного профессионала, заслуживающего доверия. Поэтому здесь стоит не терять время на попытки самостоятельно поставить диагноз собственному ребенку и решение вопроса о том, к какому же именно специалисту стоит записаться на прием. Главное – как можно скорее обратиться за профессиональной помощью.

Нередко родители опасаются обращаться к указанным специалистам, особенно к психиатрам. Но здесь важно помнить о том, что медицина развивается сейчас очень быстро, в том числе и психиатрия. Детская психиатрия сегодня совсем не похожа на ту, что существовала несколько десятков лет назад. У родителей в наши дни существует выбор: они могут обратиться как в государственную поликлинику, так и в частный медицинский центр, работающий на условиях анонимности. В любом случае, нельзя надеяться на то, что серьезные проблемы психического здоровья у ребенка сами собой пройдут, «рассосутся», что он их перерастет. А чем раньше будет оказана квалифицированная помощь – тем, конечно же, лучше.

Итак, на что же необходимо обращать внимание, в каких случаях детские страхи – повод для серьезного взрослого беспокойства?

Прежде всего, конечно, стоит проконсультироваться у психолога, если ребенок испытывает очень сильные страхи, если они всерьез мешают жить и ему, и окружающим.

            Оля, девочка 8 лет, живет с мамой. Мама работает и приходит домой не очень рано: часов в семь-восемь вечера. В последнее время у Оля появился сильный страх быть одной дома: в комнате ей всюду мерещатся страшные чудовища. Девочка часто звонит маме, отвлекая ее от работы, плачет в телефонную трубку, умоляет поскорее прийти домой. Маме приходится просить своих знакомых и соседей посидеть с Олей.

            Нам потребовалось примерно пять часовых встреч с Олей, чтобы снизить проявления страха и наладить жизнь этой семьи. Может быть, мама могла бы помочь девочке и самостоятельно, но с помощью специалиста-психолога удалось решить проблемы гораздо быстрее, что было очень важно в сложившейся непростой ситуации.

Этот пример показывает нам еще одну важную причину для обращения за помощью к специалисту в случае сильных детских страхов. Как вы думаете, что чувствовала мама Оли, когда девочка регулярно устраивала истерики, не желая оставаться дома одна, или по десять раз звонила ей на работу? Только ли сочувствие и жалость, желание помочь? Конечно же, нет. Как любой нормальный человек, мама ощущала и раздражение, и даже злость, и отчаяние. Эти реакции абсолютно понятны, когда страхи ребенка вмешиваются в нашу жизнь, нарушают ее течение, но они нисколько не помогают оказанию ребенку помощи. В таких ситуациях вмешательство психолога может оказаться гораздо более эффективным еще и потому, что он является человеком «со стороны», способен понять и посочувствовать, но все же видит ситуацию несколько «сверху», не попадая во власть всех тех чувств, которые обуревают непосредственных участников происходящего.

            Помимо интенсивных страхов, родителям стоит обращать внимание и на совсем уж неадекватные страхи ребенка, которые могут выглядеть странными, непонятными и причудливыми, абсолютно необъяснимыми с точки зрения обычной человеческой логики.

            Саша, девочка 2,5 лет, панически боялась брюк из-за страха превратиться в мальчика. Вася (4 года) боится «черной штуки», выдуманного им самим «старого Обермака», причем ни в том, ни в другом случае не может объяснить, что же это такое..

            В случае подобных страхов их проявления часто не сочетаются между собой, даже противоречат друг другу, не укладываются в какую-то логическую систему.

            Вова (3 года) боится шума пылесоса, но на улице стремится к работающему компрессору, который издает похожие звуки, только еще более громкие.  Маша (2, 5 года) боится животных из мультфильмов, плачет и кричит при их виде, но при этом не испытывает страха перед настоящими зверями, с удовольствием гладит соседскую собаку, тянется к клетке с медведем в зоопарке.

            Ребенку явно требуется помощь и тогда, когда под влиянием повторяющегося страха страдает его общее состояние: ребенок начинает плохо спать, еле-еле есть, часто болеть. То есть страх является болезненным проявлением, если он негативно сказывается на здоровье ребенка и оказывает влияние на все его поведение.

            Катя (11 лет) крайне неудачно сдала экзамен в музыкальной школе. Она всегда очень серьезно относилась к занятиям, по нескольку часов в день сидела за инструментом, но в этот день никак не могла настроиться на исполнение, успокоиться, унять дрожь в пальцах. В итоге допустила несколько грубых ошибок и получила первую в своей жизни «тройку». Учительница девочки была крайне раздосадована тем, что одна из ее наиболее перспективных учениц показала себя со столь неудачной стороны, и даже не попрощалась с девочкой после экзамена, демонстративно отвернулась от нее в коридоре. Катя вернулась домой в очень плохом эмоциональном состоянии: отказалась ужинать, ушла в свою комнату и долго там плакала. Ночью родителей разбудил крик девочки: ей приснился кошмарный сон о том, как она играет на пианино в музыкальной школе, но под ней проваливается пол и она летит в бездну. Кошмары стали повторяться и в последующие дни. Девочка боялась ложиться спать, с утра вставала вялая и недостаточно отдохнувшая. Появились частые головные боли, ухудшился аппетит. Музыкой Катя продолжала заниматься еще с большим рвением: практически все время дома  сидела за фортепиано. Когда родители говорили, что хватит заниматься, нужно пойти погулять, Катя начинала плакать и говорить, что она опять не сдаст экзамен. Вместе с тем, Катина учительница говорила родителям, что девочка делает гораздо меньше успехов, чем раньше, часто плачет на занятиях, кричит, что у нее ничего не получается. Ухудшилась успеваемость и в общеобразовательной школе. На родительском собрании маме Кати сказали, что девочка стала гораздо хуже отвечать у доски и писать проверочные работы, стала резкой и раздражительной в отношениях с учителями и одноклассниками.  

            Понятно, что с проблемами такого уровня родители не смогли бы справиться самостоятельно. Кате потребовалась помощь и психоневролога, и психолога, чтобы выйти из болезненного невротического состояния, в котором она оказалась.

О наличии определенных проблем психического здоровья могут говорить и страхи, связанные с резко повышенной чувствительностью ребенка к каким-то отдельным частям и свойствам окружающего мира. Это могут быть сильные страхи бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, лифта, воды в туалете). Иногда, наоборот, больше могут пугать тихие звуки: шелест газеты, листьев. Иногда такого рода «ужасные» вещи могут пугать и абсолютно здоровых детей, но они обычно постепенно привыкают к таким звукам и перестают пугаться, а дети, требующие особого внимания, напротив, с течением временем проявляют все более сильный страх.

При определенных психических нарушениях встречается так называемый беспредметный страх. При таком страхе ребенок не может сказать встревоженным родителям, чего именно он боится. Просто жалуется: «Боюсь», «Страшно!». Иногда такой страх сопровождается общей настороженностью ребенка, причем ребенок может опасаться не только посторонних людей (что, в общем-то, понятно и естественно), а даже родных и близких. Испытывая подобный страх, мальчик или девочка может проявлять двигательное беспокойство (не сидит на месте, мечется по комнате), часто при таких приступах возникает учащенное сердцебиение, ребенок краснеет или бледнеет, сильно потеет.

Иногда у детей возникает особый невроз страха, проявляющийся в навязчивых переживаниях и создании системы защитных действий-ритуалов.

Мальчик Вася (8 лет) испытывает навязчивый страх смерти родителей. Он разработал для себя целую систему ритуалов, при соблюдении которых чувствует себя гораздо безопаснее. Например, ребенку нужно пожелать родителям «спокойной ночи» именно пять раз подряд. Потом задать вопрос: «Мама, завтра будет хорошая погода?» На вопрос мама должна ответить: «Да, Вася, завтра будет очень хорошая погода». Если мама путает порядок слов или произносит свой «пароль» с недостаточно бодрой интонацией, Вася очень расстраивается, говорит, что теперь все будет плохо, и настаивает на повторном выполнении всего ритуала.

Чаще всего невротические страхи не возникают на «пустом месте», их появлению обычно предшествует какая-либо травмировавшая ребенка тяжелая жизненная ситуация: смерть кого-то из близких, тяжелые конфликты в семье, несчастные случаи, участником или свидетелем оказался ребенок. Появившиеся в результате в поведении ребенка болезненные проявления практически всегда отражают перенесенную травму. Например, мама Васи из нашего примера перенесла очень тяжелое заболевание, была вероятность того, что она не поправится. Страдающий неврозом ребенок, помимо страхов, будет мучиться расстройствами сна, аппетита, у него будет почти постоянно сниженное настроение. К возникновению неврозов более склонны часто болеющие дети, ослабленный постоянными болезнями организм хуже сопротивляется и психологическому неблагополучию. Огромную роль играют, конечно же, и не совсем правильные стили семейного воспитания: от неприятия ребенка (иногда даже не осознаваемого самими родителями) до воспитания по типу «кумир семьи».

В медицине существует также термин «школьный невроз», который употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде физических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и т.п.) перед посещением школы. Естественно, для того чтобы вывести ребенка из такого тяжелого состояния, никак нельзя обойтись без помощи специалистов.

Еще хотелось бы напомнить  родителям о том, что страхи – это абсолютно нормальное явление для детей дошкольного возраста, а также самых маленьких школьников. По мере приближения ребенка к подростковому возрасту страхи должны проходить. Если этого не происходит, страхи у ребенка сохраняются и в 10, и в 11 и даже в 12 лет, стоит обратиться за профессиональной консультацией.

            К специалисту стоит обратиться и в том случае, когда вы понимаете, что проблемы ребенка – это отражение либо ваших собственных эмоциональных проблем, либо трудностей взаимоотношений, существующих в вашей семье. Очень трудно помочь собственному ребенку, если вы переживаете кризис в собственной жизни.

            Маша (7 лет) недавно перенесла смерть любимой бабушки. Девочка плохо спит по ночам, ей снятся кошмары. Днем она постоянно испытывает страх за маму, очень часто спрашивает ее, не умрет ли она тоже. Маша боится, даже когда мама уходит в туалет, обычно она стоит и ждет ее возвращения под дверью. Мама видит, что девочке плохо, старается быть с ней поласковее, но у нее просто не хватает душевных сил для постоянной поддержки дочки: она сама находится в состоянии шока из-за смерти матери и не представляет, как они будут жить дальше. Довольно часто мама ловит себя на ощущении, что страхи Маши начинают ее раздражать.

            Понятно, что в этом случае помощь психолога нужна обеим: и девочке, и ее маме. Они обе переживают острое горе, просто по-разному, в силу возрастных особенностей. И мама действительно не может помочь своей дочери, поскольку сама очень нуждается в профессиональной помощи и поддержке.

В нашей стране пока еще не очень принято приходить со своими проблемами к психологу или психотерапевту, но постепенно эта ситуация изменяется: все больше людей понимает, что нет ничего постыдного в том, чтобы обращаться за помощью, если тебе плохо. Признать наличие проблемы и обратится за помощью – это первый, а иногда и самый трудный, шаг к изменению ситуации. Помните, что счастливые дети могут быть только у счастливых родителей.

Итак, определенное беспокойство родителей должны вызывать следующие особенности детских страхов:

  • наличие очень сильных страхов, плохо сказывающихся на состоянии здоровья ребенка и оказывающих влияние на все его поведение;
  • страхи, связанные с резко повышенной чувствительностью ребенка к каким-то отдельным частям и свойствам окружающего мира;
  • причудливый, необычный, вычурный характер детских страхов;
  • наличие беспредметных, так называемых недифференцированных страхов;
  • сохранение или даже усиление страхов в подростковом возрасте.

Если вы заметили что-то подобное в поведении своего ребенка лучше все-таки проконсультироваться со специалистом: психологом, психоневрологом или психиатром.

Не стоит пренебрегать профессиональной помощью и в том случае, когда вы сами переживаете кризис и испытываете значительные эмоциональные трудности. В таком состоянии очень тяжело помочь собственному ребенку.








Что интересного на портале?