Такие дети – настоящие ангелы, каждый из них – индивидуальная личность. Всякий раз, общаясь с родителями, я стараюсь убедить их не пытаться сделать ребенка таким же, как все. Они приходят в этот мир не такими как мы, они не хуже и не лучше нас, они просто такие, какие есть.
У детей-ангелов удивительное мировосприятие, именно поэтому у них можно развить многие способности – одни рисуют потрясающие картины, другие обладают безупречным слухом и голосом, третьи пишут замечательные стихи. Каждый человек по-своему талантлив, родителям важно увидеть это и помочь своему ребенку самореализоваться.
Одной из основных задач в своей работе с данной проблематикой является психологическая поддержка родителей, которые после рождения ребенка-инвалида испытывают страх, боль, отчаяние, безысходность. В одиночку преодолеть эти трудности непросто, поэтому я советую им объединяться, помогать друг другу, поддерживать советом, обмениваться информацией и, конечно же, верить, бороться, изменять свою жизнь. Главное, что могут дать родители своим детям – это безусловную любовь и принятие ребенка таким, какой он есть. Я часто говорю родителям: «Каждому Бог дает тот крест, который он в состоянии вынести».
Психологическое состояние родителей, которые узнают о заболевании ребенка:
Стадии кризисного состояния
1 стадия – шок
- Оглушены
- Не понимают, что им сообщили
- Ум, чувства отключены
2 стадия – понимание
- Шок прошел, дошел ужас диагноза
- Горе, стыд, обида
- Угрызения совести
- «Почему я?», обвинения себя
- Жалость к себе
- Неприязнь к ребенку
- Отчаяние, паника и страх
- Необходимость найти виновника
- Узнать причину заболевания
Необходимо поделиться с близкими своими переживаниями, чтобы получить поддержку. На этой стадии матери нередко остаются одни, без поддержки мужей .
3 стадия- отрицание
- Отрицание факта заболевания
- Поиск врачей, которые опровергнут диагноз
- Надежда на ошибку врача в диагнозе
Многие родители застревают на этой стадии и тратят много сил и времени на то, чтобы опровергнуть диагноз. Здесь необходимо признать проблему и идти дальше!
4 стадия – принятие
- Признание того, что ребенок болен
- Родители готовы стараться
- Готовность к материальным затратам
- Мобилизация всех сил для помощи ребенку
5 стадия – конструктивные действия
- Изменение образа жизни, ценностей
- Постановка новых целей
Главной цели не достичь, если неверно относиться к ребенку!
В своей работе я сталкиваюсь с разными типами отношений родителей к больному ребенку.
1 тип – полное принятие
- Трезво к этому относятся
- Есть проблема – ее надо решать!
2 тип – сверхопека
- Жалеют ребенка
- Освобождают его от всего, ребенок обретает иждивенческое поведение
3 тип – нереалистический
- Родители не признают, не принимают, что ребенок БОЛЕН
- Понимают, что он БОЛЕН, но не считают необходимым с этим бороться
- Ставят перед ребенком нереальные цели
4 тип – безразличие, отвержение
- Эмоциональное непринятие малыша (у большинства отцов),не стараются принять, полюбить…
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТОЙ СИТУАЦИИ:
1 шаг – признать проблему!
Есть проблема – ее надо решать!!!
- Семейно сплотиться, ребенку необходима поддержка всей семьи;
- Искать информацию о способах лечения и реабилитации ;
- Объяснять ребенку, что таким быть не стыдно – дети бывают разные;
- Знакомиться с другими семьями (с аналогичными проблемами);
- Прививать ребенку самостоятельность. Баловать и опекать – не значит любить!
- Консультироваться у психолога по вопросам адаптации ребенка к новым условиям;
- Работать над собой во избежание стрессов.
Дети приходят в мир, чтобы сделать нас лучше …