Дети - цветы жизни!

Дети-цветы жизни!
          Во многих еврейских текстах мы находим параллели между детьми и растениями. Это сравнение обращает внимание на то, что развитие ребенка напоминает  потрясающий процесс развития из маленького семечка во взрослое полноценное дерево, удивительно похожее на своего родителя; на важность начальных этапов развития  для формирования как будущего растения, так и ребенка, т.к. малейшие ошибки могут привести к глобальным нарушениям, но с другой стороны, большое вложение усилий в заботу о молодом организме  всегда даст результат, поэтому так важно, что видит и слышит ребенок  в самом младенчестве и даже еще до рождения – все это влияет на его характер и личность.
            Я же решила посмотреть на эту связь с еще одной стороны. Любое дерево нуждается в определенных условиях и определенном сочетании параметров света, тепла, воды, воздуха, почвы и удобрений для полноценного роста. И если садовник хочет вырастить здоровое дерево, которое будет приносить плоды и радовать глаз, то ему необходимо следить за тем, чтобы растение получало столько света, тепла и пр., сколько ему необходимо. Так же и ребенок нуждается в определенных вещах, чтобы вырасти здоровым физически и психически. Этих вещей не так много, как нам может показаться. Иногда создается впечатление, что если мы не будем соблюдать сотни правил о том, как правильно хвалить, ругать, наказывать, учить, сочувствовать, проводить время, то ребенок вырастет травмированным, закомплексованным и ущербным. На самом деле все эти правила можно свести к нескольким очень важным пунктам.
            Что же действительно необходимо ребенку?
            На первое место я бы поставила уважение. Уважать – значит признавать и ценить особенности другого человека. А в данном случае признавать и ценить возрастные и личностные особенности вашего ребенка, которые бывают нам очень не понятны, его чувства, иногда неудобные и неприятные для нас, его стремления и самостоятельные попытки, порой неуклюжие на наш взгляд. Известная фраза: «Пусть честь ученика будет дорога тебе так же, как твоя собственная», говорит о том, что неправильно  требовать уважения от своих детей, если сам родитель не проявляет должного уважения к  их достоинству. Приходится признать, что ребенок не наша собственность, а отдельное существо, вверенное нам, имеющее свои особенности и право голоса и даже право выбора во многих вопросах, которые касаются его роста и развития.
             Следующая важная вещь – это границы и правила. Взрослым необходимо дать понять ребенку, что наш «мир – не джунгли», в нашем мире существуют законы, основы нравственности и справедливости. Исполнение этих законов – залог здорового существования всего человечества. Законы необходимы для всеобщей безопасности и уважения. И в каждой семье, как и в обществе, должны быть свои законы, которые бы гарантировали уважение и безопасность каждого. Не надо родителям забывать и о себе, о своих потребностях и о самоуважении, устанавливая правила для ребенка. Пусть ребенок знает и понимает, что его желания могут сталкиваться с желаниями других людей, и правила нужны для того, чтобы каждый мог реализовать то, что он хочет, настолько, насколько это возможно, не ущемляя при этом прав окружающих. Если в доме нет четких правил, нет режима и привычного распорядка, то ребенок чувствует себя неуютно и тревожно.
            Внутренняя жизнь ребенка напрямую зависит от того, как общаются с ним взрослые, поэтому здоровые отношения с ребенком и вообще  в  семье  необходимы для него.  Иногда это очень трудно, но приходится – не вымещать на ребенке своих обид и не срывать на него свою злость на другого человека. Здоровые отношения характеризуются,  в первую очередь, честностью с самим собой и с другими, а во вторую очередь – принятием ответственности. Поэтому часто придется отвечать на вопросы, почему я требую этого от ребенка, могу ли я это внятно ему объяснить или это мои личные страхи и тревоги, виноват ли ребенок в том, в чем я его обвиняю, или я, таким образом, вымещаю свою неудовлетворенность собой. А если произошло недоразумение, то разобраться, извиниться и объяснить, почему так произошло. Часто родители сами замечают, что в некоторых ситуациях они не могут реагировать адекватно на поступки ребенка, и тогда может потребоваться консультация психолога, которая поможет родителю разобраться в своих чувствах и поступках.
            Отсюда вытекает и следующий принцип, заключающийся в том, что единственный способ воспитать ребенка хорошим человеком - это быть для него примером в этом. (Хотя даже это не всегда гарантирует, что ребенок вырастет с теми или иными качествами). Воспитывать детей надо живым примером – своими делами, ведь именно это наши дети будут копировать.
            Нельзя не написать про любовь к ребенку, хоть это и звучит банально. Написала я о ней в самом конце, потому что без уважения, границ и здоровых отношений любовь только навредит, как навредит солнечный свет растению, если оно не получит достаточно воды и питательных веществ. Очень часто любовью можно оправдать многие наши поступки, даже совсем неблаговидные, поступки, которые приносят ребенку только вред, тормозят его рост и развитие, поступки, которые отражают не столько любовь к ребенку, сколько любовь к самому себе. Последнее время очень часто говорят о безусловной любви к детям, о том, что их нужно любить независимо от тех или иных его качеств, эмоций, слов и поступков. И тут очень важно подчеркнуть, что это не значит, что не стоит замечать недостатки ребенка, устранять и исправлять их, это значит, что его надо любить, несмотря на них и вместе с ними.
           

 


Что интересного на портале?