Cлучай из практики: одна встреча с дерущимся мальчиком.
Никита 6 лет. Ходит в детский сад. У него есть мама, отчим, сестричка (5 месяцев). Ребенок очень подвижный, веселый, однако у него плохие отношения со сверстниками. Такое ощущение, что ему очень трудно с окружающими людьми. Воспитатели постоянное жалуются родителям, что их ребенок обижает других детей, дерется, на занятиях отвлекается сам и другим мешает заниматься. А родители в свою очередь, выполняя свою воспитательную функцию, наказывают ребенка.
Мама, Наталья Ивановна, обратилась ко мне в начале учебного года с просьбой позаниматься с Никитой, потому что ей уже очень надоело слышать упреки в адрес сына, наказывать его, воспитывать нравоучениями, объяснять ему как нужно вести себя. А Никита каждый раз обещает исправиться. Но на следующий день все сначала. Наталья Ивановна, забирая сына из детского сада, слышит:
- Ваш Никита побил Ваню и был лишен прогулки!
Когда она спрашивает у сына, за что он ударил Ваню, он отвечает:
- Ваня играл с машинкой, а я проходил мимо и он сам меня хотел ударить! Она сказала, что может быть, мало уделяет времени ему, потому что у нее есть младшая дочь, требующая постоянного внимания.
По внешнему виду мамы я видела, как она волнуется, переживает, прерывисто дышит и ее голос иногда срывается. Она показалась мне очень приятной и эмоциональной. Я подумала, что Никита очень похож на свою маму и вызывает во мне те же чувства, что и его мама. Мне показалась, что Наталья Ивановна очень ждет, что я ей помогу и что я понимаю как ей сложно. Я сказала ей, что мне очень нравится Никита, и что владею информацией о его особенностях и поведении, и я готова с ним работать. Затем я попросила рассказать Наталью Ивановну о своей семье. Она рассказала, что сейчас живет со вторым мужем и у них есть общая дочь. Володя (ее второй муж) относится к Никите как своему сыну и отношения у них хорошие. В целом Наталья Ивановна довольно своим браком, только Никитка ее сильно беспокоит. Его поведение, характер. Про отца Никиты она говорила без особого удовольствия, сказала, что они почти не общаются. Иногда только он забирает Никиту на выходные, но ей это не приносит радости.
В конце нашей первой встречи она сказала, что хотела бы, чтобы Никитка (так она его называет всегда) был более спокойным, прилежным, усидчивым, не обижал детей, а дружил с ними.
Для меня Никита очень интересный мальчик. Мне нравиться с ним заниматься, общаться. У меня он вызывает симпатию, только очень смущает и вызывает тревогу его всегда оправдывающийся вид: он жадничает, это он первый начал, я больше так не буду. А взрослые вокруг не понимают его и не знают, что с ним делать. Я поймала себя на мысли, что про меня взрослые тоже ничего не понимали, когда я была маленькая и это нас объединяет с этим обаятельным малышом.
Свою работу я начала с разговора с воспитателем о том, чтобы она попробовала относиться к ребенку терпимее, не наказывала его за каждый проступок, не лишала его прогулок и любимых занятий. Т.к. она сама видит, что это ничего не меняет. Она стала злиться на меня, но я ей попыталась объяснить, что в этой ситуации ребенку тоже очень непросто. Что он пока не умеет иначе справляться со своей злостью, что не в состоянии пока он контролировать свои негативные проявления как бы он не старался и не обещал вести себя иначе. Чем больше я говорила все это, тем больше убеждалась в своей правоте и в своем желании помочь ребенку. Я предложила воспитателю найти в Никите качества и умения, которые она могла бы использовать для того, чтобы более целесообразно организовать его свободную деятельность. Она сказала, что он добросовестно выполняет поручения няни. Я предложила сделать его страшим помощником няни, пусть помогает сервировать стол, раздавать еду и учит других детей тому же. Воспитатель поддержала меня и обещала попробовать.
Рассматривая случай с Никитой, я обратила внимание на его проекции, которые возникают, когда ребенку становиться страшно. Например, он боится воспитателя, а рисует змею. Что ему трудно признать, что на самом деле это он жадина, а ни Ваня, которого он побил. Очень часто Никита злится, потому что дети не дают ему игрушки, особенно, когда он просит их об этом и непременно ударит их. Я решила, что с Никитой нужно обязательно проработать его страхи, используя проективный рисунок, строительство безопасного места для уверенности в защите и опоре. Но сперва я пошла за своей энергией, которая возникла у меня, когда на одном из занятий Никита сказал, что очень хочет, чтобы мама купила ему танк на дистанционном управлении. Я предложила ему поиграть в игру «Желания». Я увидела интерес в его глазах и энергию и предложила рассказать мне о своих желаниях. Вначале он стал рассказывать про танк, который он принес бы в детский сад и никому не дал поиграть, потом про велосипед, компьютер, который не покупает ему Володя, потом личико его стало очень серьезным, и в глазах я увидела грусть и он сказал, что очень хотел бы, чтобы папа с мамой не ссорились и не кричали друг на друга, чтобы воспитательница его больше не ругала, чтобы мама ремнем не била, дети не жадничали. Я очень старалась запомнить как можно больше его желаний, а потом мне стало грустно и печально, когда услышала как ребенку тяжело от ссор родителей, от того, что его постоянно ругают и наказывают. Я поняла, что сочувствую ему и так захотелось мне его обнять, приласкать, сказать, что он самый замечательный мальчик на свете. Но я позволила себе только погладить его по голове, а он мне немножко улыбнулся. Я сказала, что очень хорошо, что ты этого хочешь и что если очень захотеть, то желание исполниться. Затем я стала рисовать его желания и почувствовала напряжение, когда увидела, как его глаза заблестели. Мне показалось, что он почти не дышит и внимательно следит за каждым моим движением. Я старалась как можно четче и красивее (при моих скудных способностях к рисованию) изобразить улыбающихся маму с папой, улыбающегося воспитателя, велосипед, компьютер, танк, ремень, перечеркнутый несколько раз, детей тоже улыбающихся. И получился у меня очень улыбающийся рисунок, Никита в центре, а вокруг все улыбаются, протягивают к нему руки. На душе у меня стало тепло, но в тоже время грустно. Я поняла, как же этому маленькому человечку не хватает света, тепла, ласки и улыбок. А Никита смотрел на рисунок, не отрываясь. Он не захотел ничего менять на рисунке, только попросил добавить солнышко. Я сказала, что все его желания поместились на одном листочке, а это значит, что и в мире найдется место для твоих желаний. Потом мы разговаривали о его желаниях, и столько было радости в его голосе, глазах и удивления, что мне становилось рядом с ним все теплее и теплее. Я подумала, как здорово, когда есть кто-то кто готов разделить и обсудить твои желания, а главное верить, что они обязательно исполнятся. Затем я предложила выбрать Никите самые главные его желания и видела, как он насупился. А потом он спросил можно ли оставить себе все? Я засмеялась и сказала, что конечно можно. Он мне сказал, что хочет, чтобы они все исполнились, и что потом мы с тобой еще нарисуем, и я была рада с ним согласиться. В этой сессии для меня главным, оказалось, показать Никите, что в мире есть пространство для его желаний, что есть кто-то кто готов радоваться за его мечты, обсуждать их и верить в их осуществление. Разговаривая о желаниях Никиты, мы проговаривали возможные варианты их исполнения. Например, он даже сказал, что не будет больше сам жадничать, конечно, только если дети тоже не станут жадничать. Однако некоторых желаний мы коснулись вскользь, потому что я чувствовала напряжение в контакте между нами, когда я говорила о его родителях и воспитателе и пока мне сложно было двигаться в этом направлении. Я решила, что еще не время. В целом от нашего занятия я получила большое удовольствие, но для меня осталось еще очень много непроясненных вопросов (например, почему ребенку не хватает света, тепла, позитивных эмоций, каким образом можно изменить эту ситуацию; что происходит в его семье; почему я так переживаю за Никиту, каким образом это связано с моим детством). На эти вопросы я собираюсь ответить в процессе нашей дальнейшей работы.