«Чувство дисгармонии в отношениях у подростков».
Межличностные отношения представляют собой реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Отношения предполагают взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между ними (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении) [1].
Дисгармония, как и напряженность в межличностных отношениях характеризуется: отсутствием единства, согласия между субъектами отношений; ослаблением позитивных эмоциональных связей между ними, преобладанием удаляющих чувств над сближающими; дисбалансом между познавательным (когнитивным), эмоциональным и поведенческим компонентами отношений; гиперболизированным доминированием сближающих чувств [2].
В эмпирическом психологическом исследовании было задействовано 152 школьника, мужского и женского пола, средней школы №21 г. Ставрополя в возрасте 13-16 лет. Выбор возрастной группы обусловлен тем, что сильнее всего испытывают чувство дисгармоничности в отношениях подростки. Т.к. в это время складываются важные личностные отношения, в первую очередь с ближайшим социальным окружением и противоположным полом. В качестве психологических методов исследования использовались: психологический рисуночный тест «Рисунок семьи», методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В Духновского.
В результате проведения экспериментально-психологического исследования, целью которого являлось выявление различных видов дисгармоничных отношений у школьников и связь между ними, выдвигаемая гипотеза нашла подтверждение, т.к. была установлена взаимосвязь между исследуемыми факторами.
Анализ полученных данных сделал очевидным, что у большинства школьников, по четырем шкалам (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессия) преобладает среднее значение, которое является нормой и не относится к дисгармоничным отношениям. Низкие и высокие показатели свидетельствуют об отсутствии гармонии во взаимоотношениях.
По шкале «напряженность межличностных отношений», преобладают школьники со средним показателем (50%). У некоторого количества детей выявлено низкое значение по этой шкале (28%). Меньше всего выявлено подростков с высоким показателем по этой шкале (22%). По шкале «отчужденность в отношениях» немного преобладают подростки со средним показателем (47%). Чуть меньше людей было выявлено с низким значением по этой шкале (40%). Малая часть школьников имеет высокий показатель по этой шкале (13%). По шкале «конфликтность в отношениях» так же преобладают средние показатели (61%). Подростков с высоким значением по этой шкале (23%). И самый маленький процент составляют подростки с низким показателем по шкале «конфликтность в отношениях» (16%). По шкале «агрессия в отношениях» больше всего школьников со средним показателем (54%). Почти в равных долях разделились подростки с низким (22%) и высоким (24%) значением по этой шкале.
Так же был проведен анализ взаимоотношений подростков в семье, что позволило подтвердить наличие дисгармоничных тенденций общения школьников. К низкому показателю, можно отнести семьи, где не свойственна данная дисгармония межличностных отношений. Средний показатель означает, что нет стабильности во взаимоотношениях, гармония часто заменяется противоположными чувствами. Также существуют семьи с высоким показателем дисгармонии во взаимодействиях, они не направлены на позитивные эмоциональные связи.
По шкале «напряжённость в отношениях» преобладают семьи подростков с низким показателем (63%). Оставшуюся часть занимают семьи школьников со средним (17%) и высоким (20%) показателем по данной шкале. Следующая шкала «отчужденность в отношениях» направленна на выявление эмоциональной отверженности подростка в семье. Здесь также преобладает высокий показатель (53%). Остальную часть школьников составляют семьи со средним (27%) и высоким (20%) показателем по данной шкале. По шкале «конфликтность в отношениях» меньше половины составляют семьи подростков с низким показателем (44%). Другая половина заключает в себе категории детей, в семьях которых преобладает средний (33%) и высокий (23%) показатель по этой шкале. Еще одна шкала «агрессия в отношениях», больше всего содержит в себе семьи подростков с низким показателем (67%). В оставшихся семьях, со средним (19%) и высоким (14%) показателем, свойственна вербальная или физическая агрессия, с разной силой проявления.
Следовательно, мы проследили и подтвердили, что большая часть подростков (около половины) относится к категории нормы, т.е. имеют нормальные взаимоотношения. А дисгармония в общении присуща меньшему числу детей. Далее, мы установили взаимосвязь между дисгармоничными видами общения (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессия). У половины детей (50%) прослеживается связь высокого уровня напряженности и высокого уровня конфликтности в отношениях. Меньший процент, как сопутствующий индикатор напряженности, составляет агрессия (38%) и отчужденность (32%).
Существует взаимосвязь межу низкими показателями, так у подростков испытывающими напряженность в отношениях прослеживается отчужденность между субъектами взаимодействия (64%). Так же большинство подростков с дисгармоничным уровнем напряженности во взаимоотношениях не способны на конфликтные отношения (62%) и агрессивное поведение (46%).
У половины детей (55%) с высоким уровнем агрессивности имеется высокое значение по шкале «конфликтность в отношениях». У некоторых школьников высокое значение по шкале агрессивности связанно с высоким уровнем напряженности (39%) и отчужденности (33%). Низкий уровень агрессивности связан с низким показателем по шкале конфликтность (45%). У других с низким уровнем отчужденности (45%) и низким уровнем напряженности (55%).
Нами было установлено, что при высоком уровне отчужденности нет детей с низким уровнем напряженности (0%) и конфликтности (0%). Высокий уровень по остальным показателям. В целом, низкий уровень отчужденности у подростков может коррелировать со всеми видами дисгармоничных отношений, но больше всего он связан с низким уровнем напряженности в отношениях (44%).
Высокий уровень конфликтности в отношениях у подростков связан с высокими показателями по остальным шкалам. Сильнее всего это взаимовлияние прослеживается у детей с высоким уровнем агрессивности (62%), что подтверждает раннее полученные результаты. Связь, между конфликтностью и отчужденностью у школьников (38%), высокий уровень напряженности (56%). Низкий уровень конфликтности у подростков коррелирует с низким значением по остальным шкалам взаимоотношений.
Выводы: 1. У большинства школьников, по четырем шкалам (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессия) преобладают взаимоотношения относящиеся к норме. Это свидетельствует о достаточной гармонии между людьми.
2. Меньше половины испытуемых подростков можно отнести к категории людей, которые имеют дисгармоничные взаимоотношения с окружающими.
3. Дисгармоничные отношения в семье могут быть причиной не гармоничных взаимоотношений подростка в школе.
4. Существует связь, между высоким уровнем напряженности и высоким уровнем конфликтности во взаимоотношениях у школьников. Т.е. эти два фактора могут обуславливать появление друг друга.
5. Также можно провести связь между высоким уровнем агрессивности и высоким уровнем конфликтности во взаимоотношениях у подростков.
6. Дети, которые имеют высокий уровень отчужденности, всегда испытывают чувство напряженности и часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, из-за непонимания или непринятия другими их точки зрения.
7. Также, большинство подростков, которые чувствуют себя изгоями, используют дисгармоничные отношения, как защитный механизм против окружающих. Но в целом эти процессы не являются продуктивными, и применяются из-за того, что дети не могут найти другого выхода из сложных ситуаций.
8. Высокий уровень конфликтности у школьников связан со всеми высокими показателями дисгармоничных отношений. Т.е. конфликты являются основой для агрессии, отчужденности и напряженности во взаимоотношениях у подростков.
9. Сильнее всего испытывают дисгармонию в отношениях дети с низким уровнем конфликтности. Эти подростки избегают конфликтных ситуаций, что не позволяет им выработать нужных личностных качеств, для создания нормальных, доверительных контактов, и, дружбы.
10. Гармоничные отношения – это умение сочетать в себе все качества присущие дисгармоничным отношениям, но в правильных пропорциях. Т.е. применять агрессию, напряженность, отчужденность или конфликтность там, где она необходима.
Используемая литература:
1.Духновский С.В. Переживание дисгармониимежличностных отношений: Монография.: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. –175с.
2.Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 167с.
3.Argyle M., Furnham A., Graham J. Social situations. Cambridge, 1981.