Чудовищное и чудесное в психотерапии

Люди, пережившие психотравмы, зачастую не могут забыть того, что травмировало их. Не могут забыть жестокость, боль и беспричинность чудовищных вещей. Они называют чудовищным то, что за гранью их понимания, что не встраивается в систему жизненных смыслов, а при попытке встроить, и понять – рушит её. Есть одно похожее на кошмар травмы психическое явление – чудо. Люди называют чудом нечто, что так же не имеет очевидной, понятной осмысляемой причины. Но в отличие от чудовищного, чудесное вызывает восторг, восхищение и в его свете даже начинает казаться, что не чудесное опасно для смыслов, а наоборот, смыслы могут навредить чудесному, не нуждающемуся на самом деле в рациональном осмыслении.

 

Смысл убивает чудо. Чудовищное, в свою очередь, убивает смысл.

И как чудовищное травмирует, через чудо многие люди обретают исцеление. Думаю не нужно приводить миллионы подтверждений из религиозной и жизни людей всего мира. Но почему так происходит?

Выходя за рамки смыслового содержания сознания, чудовищные и чудесные вещи напрямую воздействуют на бессознательное человека, фотографируются в своей сверх-смысловой сущности отчетливо и крепко внедряются в личность. Но если чудовищное расщипляет личность, создавая у нее вихрь бесконечных вопросов, на которые она не может получить ответ, то чудесное снимает все вопросы, создает область очевидно-априорного.

Имея дело с Чудовищьным в терапии, мы должны понимать, что психологически его может перекрыть только нечто Чудесное. Создать событие уровня Чуда возможно. Делается это с помощью конструирования истории, в которой оно будет и сообразно (будут допущения влияния трансцендентного), и не потеряет своей изряда-вон-выходящности; с помощью обращения к бессознательному и связывания его таинственных символов в замысловатые узелки ритуала – это, конечно, огромная работа, но возможная в психотерапии. Чтобы упростить себе и вам задачу я решил написать краткий рецепт чуда.

Итак, для того чтобы у клиента случилось чудо, проверьте, есть ли у него: Надежда и Вера в то, что чудеса бывают, после этого изучите историю чудес в его жизни, как, когда, при каких обстоятельствах они случались, потом, не отходя далеко от процесса, сообщите, что у вас есть техника, которая может привлечь чудо в его жизнь (сделайте технику) и наконец сфокусируйте внимание человека на "знаках"... того, во что он верит и чего ждет.

Касательно техник, мне известны три непосредственно апеллирующие к чудесности: ритуал в юнгианской терапии, системно-семейные расстановки по Хеленгеру (сколь бы их не анафематствовали, с моей точки зрения, в данном контексте они более чем уместны) и чудесный вопрос в SFBT. В моей личной практике я использую чудесный вопрос (почти в каждой работе, ориентированной на скорое решение или когда у клиента недостаток мотивации) и ритуал (когда имеет место тяжелая психотравма, серьезно повлиявшая на смысловую структуру мировоззрения клиента). Если клиент религиозен могут помочь религиозные практики его конфессии.

Если знаете и можете порекомендовать еще что-то, пишите в комментариях


Что интересного на портале?