Под жизненным опытом индивидуума мы понимаем сформированные умения, навыки, знания и позитивную эмоциональную отзывчивость. Одним словом, все то, что необходимо человеку для жизнедеятельности. К.Д.Ушинский считал жизненный опыт главной составляющей личности, т. к. отсутствие необходимых знаний у человека, зачастую в жизни обходятся ему дорогой ценой. К жизненному опыту мы относим умение заботиться о своем здоровье, умение во взрослой жизни работать умственно и физически, ставить цели и достигать их средствами, предоставляемыми современным обществом.
Поэтому одной из задач взрослых является формирование у ребенка, с первых дней его рождения и весь последующий период детства, жизненного опыта, в котором его взаимодействие со средой проявляется в знаниях, умениях, а также привычных формах поведения.
Особая роль в этом принадлежит родителям. Жизнь взрослых в социуме является примером для малыша, Родители своей жизнью демонстрируют детям сформировавшиеся в процессе жизни знания, умения и привычки. Не зря говорят, что дети как обезьянки повторяют все за взрослыми. Сформированные умственные, моральные и поведенческие проявления с детства во взрослой жизни будут помогать вашим детям решать встающие пред ними задачи.
Сформированным жизненным опытом будет считаться такой опыт личности, который станет достоянием индивида, и в различных ситуациях будет проявляться в адекватном восприятии или адекватной реакции на окружающую действительность. Жизненный опыт это ценностные[1]представления поведения, разума и чувств, которые были прожиты человеком, и которые хранятся в его долговременной памяти. То есть та информация о жизни, на которую откликнулась душа. Под душевным откликом мы понимаем эмоциональные реакции, эмоционально пережитые действия, ситуации которые запомнились вашему ребенку. Жизненный опыт формируется на протяжении всего взросления, поэтому во всех периодах детства необходимо развивать в ребенке ценностные представления о себе, о людях, об окружающем мире, воспитывать позитивное эмоциональное восприятие и формировать адекватное поведение, согласно окружающей действительности. Процесс формирования жизненного опыта ребенка это взаимодействие родитель – ребенок. В ходе этого процесса родитель делиться с ребенком своими удачами, поражениями, т.е. выступает как опытный человек, который передает свой жизненный опыт ребенку. Передача опыта это процесс, который помогает ребенку понять: кто он такой, какой он, и зачем он появился на этой земле. Поскольку для ребенка родитель является авторитетом и до определенного возраста он, доверяя родителю, запоминает все с желанием и эти знания остаются с ним на всю жизнь.
В дальнейшем это поможет самовыживанию вашего ребенка. Всю свою жизнь ваш ребенок будет опираться на жизненный опыт и жизненные принципы, которые ему заложили в семье, уже во взрослой жизни человек решает, что ему делать и как поступать. Отследить жизненный опыт ребенка не представляется возможным, он внутри него, что там происходит, мы не можем узнать, считается, что родившийся ребенок это чистый лист, а какой жизненный опыт получит ребенок при выходе во взрослую жизнь, будет зависеть от взрослых.
Подходя к периоду взрослой жизни, молодой человек должен осознавать свой жизненный опыт и быть подготовленным к взрослой жизни. Конечно, опыт личности в начале взрослой жизни отличается от опыта взрослого человека, поскольку жизненный опыт на протяжении всей жизни человека накапливается, у каждого человека он разный и уникальный. От того, какой опыт передают родители своему ребенку и будет зависеть его дальнейшая жизнь.
[1] значимые для индивида