Что стоит за хроническим симптомом ребенка?

В том подходе, который я использую в своей работе, важно помочь родителям рассмотреть хронический телесный или поведенческий симптом (агрессивное поведение, уходы из дома, «воровство», нежелание учиться, энурез и пр.) как проявление процессов, происходящих в системе отношений ребенка, в его взаимодействии с окружающими людьми и миром, как проявление глубинных механизмов и динамик, позволяющих ребенку функционировать в мире.

Появление симптома не бывает случайным. Симптом всегда выполняет какую-то функцию. Это как колокольчик, который Карлсон подарил Малышу. Использовать этот колокольчик Малыш мог каждый раз, когда ему была необходима помощь старшего товарища.

Симптом может быть проявлением самых разных процессов в системе:
- сигналом о неблагополучии в семье или в окружении ребенка;


- проявлением потребности в изменении;


- способом регуляции и попыткой приспособиться к некой ситуации не самым оптимальным способом;


- платой за какие-то ранее принятые решения и совершенные в системе действия;
- проявлением потребности в защите и способом защититься;

- проявлением лояльности ребенка своей кровной системе и попыткой что-то сделать для нее;
- способом системы решить какой-то сложный вопрос за счет самого слабого члена системы.

Подавление симптома (лекарствами или наказанием), его механическая ликвидация без проведения глубокого исследования и анализа механизмов и динамик, стоящих за симптомом и приведших к его возникновению, может негативно сказаться на самочувствии системы и привести к разрушительным и негативным последствиям как для самого ребенка, так и для других членов его семьи, в случае ликвидации симптома вся система может даже стать временно нерегулируемой.

«Носителем» симптома обычно является самый младший и самый слабый член системы - ребенок. Ребенок оказывается, как бы, призванным на службу системой. В результате этого блокируется или искажается удовлетворение актуальных потребностей самого ребенка.

Чаще всего ребенок становится «носителем симптома» в результате следующих обстоятельств:
- члены системы игнорируют какую-то проблему, требующую решения, отказываются разделять ответственность за симптом, отказываются разобраться в том, что стоит за ним;
- чрезмерная закрытость семьи не позволяет ей получить ресурс извне для решения проблем и тем самым блокируется рост и развитие семьи;
- запутанные отношения и размытые границы внутри семьи стимулируют процесс «хронической беспомощности» у всех членов системы, но особенно – у ребенка - «носителя» симптома;
- нередко кризис, создаваемый вокруг «болезни» ребенка и его симптома - единственный способ испытать сильные эмоции и вызвать какие-то трансформации в системе;
- часто симптоматическое поведение ребенка провоцируется и поддерживается окружением;
- симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам системы (семьи, школы).

Таким образом, хронический симптом мы рассматриваем, с одной стороны, как проявление социальной дезадаптации, нарушение конструктивного взаимодействия ребенка и среды, эмоционального неблагополучия ребенка, что требует внимательного и глубокого исследования ситуации и проведения работы по ее нормализации, а с другой стороны, как способ ребенка справиться с этой не комфортной для него ситуацией.

Чем может помочь психолог или психотерапевт в такой ситуации?
Помочь родителям ответить на вопросы:
- что стоит за появлением симптома?
- какую свою потребность ребенок пытается удовлетворить?
- на что в с семье, в отношениях, в сложившихся привычках и стереотипах надо посмотреть?
- какие полезные изменения необходимы семье?


Что интересного на портале?