Что и когда дети знают о смерти?

Размышляя о табуированности темы смерти  в нашем обществе (начало здесь), хотелось бы понять, как же именно, и в каком возрасте, у детей формируется представление о смерти.

Знаю, что большинство родителей стараются уберечь детей от потоков информации про катастрофы и войны, про гибель людей во время террористических актов. Но рано или поздно родительские фильтры не срабатывают,  эти  знания становятся достоянием ребенка.

Так  когда же лучше: рано или поздно, как именно в разном возрасте дети понимают смерть?

Первые два года жизни у ребенка только развиваются представления о мире, в том числе о том, что предметы существуют вне его. Доречевая стадия развития не позволяет формулировать понятия, а, следовательно, смерть как идея, не может возникнуть у младенца. Становление этого понятия, согласно исследованиям Сильвии Энтони,  начинается в двухлетнем возрасте. Взрослея и развиваясь, ребенок, по мнению большинства исследователей, проходит три стадии  понимания смерти.

До 5 лет.

Для этого возраста характерны одушевление предметов и  вера в то, что в мире все происходит, чтобы выполнить собственные детские  желания и мысли (магическое мышление). Для большинства детей этого возраста смерть не является пугающим событием, они относятся к ней неэмоционально и не понимают ее универсальности для всех. Чаще всего смерть для этого возраста не является окончательной,  дети верят в то, что умерший продолжает где-то жить, тогда, как оставшимся тут, остается скучать по нему.

Однако  ребенок до 5 лет может воспринимать смерть как разлуку с матерью, и в этом случае,  именно факт отделения, потеря контакта с матерью, рассматривается им как  ужасающее событие.

6-9 лет.

В этом возрасте сохраняются магические черты мышления свойственные дошкольному возрасту. Следовательно, такие события, как смерть родителя, домашнего животного или сверстника, могут восприниматься как результат собственных желаний или слов, что нередко приводит к сильному чувству вины у ребенка. Еще смерть может восприниматься и как наказание за плохие поступки.

В этом возрасте возникает и развивается эмоциональная реакция на саму идею смерти. Чтобы справится с повышением тревоги от новых осознаний,  дети начинают относиться к смерти как к некоторому существу с чувствами (скелет, старуха с косой). Т.е. дети понимают, что смерть «это навсегда», но при этом верят, что со смертью «можно договориться». Определенные ритуалы могут помочь избежать ее или такая уникальная возможность есть у особенных людей и животных.

Понимание неизбежности смерти для всего живого, начинается с принятия смерти от старости. Дети этого возраста  понимают и принимают  смертность пожилых людей, отрицая возможность гибели молодых. Старость, как временной период жизни, для них еще очень далеко, и где то там возможна смерть.

После 9 лет.

У некоторых подростков (чаще тех, которые неоднократно делились мыслями о самоубийстве)  еще сохраняется детское представление об обратимости смерти. Для подростка самоубийство представляется возмездием, но при этом обратимым действием. Он думает, что сможет наблюдать и радоваться печали своих родителей, которые будут страдать, что плохо с ним обращались.

По мере взросления, постепенно происходит осознание фактов конечности, необратимости смерти, а так же ее неизбежности. Осознание личной смертности наступает только после усвоения понятия об универсальности смерти других людей и живых существ вообще.

Психологическая защита от тревоги, вызванной мыслью о смерти, у подростков обычно такая же, что и у взрослых их ближайшего окружения, но чаще всего используются механизмы в форме отвержения возможности умирания. Иллюзия личного бессмертия - «могут умереть все, кроме меня» - толкает подростков на рискованные поступки и заигрывания со смертью. Общая эмоциональная неустойчивость и импульсивность этого возраста повышает риски суицидальных форм поведения.

***

Описанные выше стадии формирования понятия о смерти, есть лишь некоторая общая закономерность, которую выделяют исследователи. Они же указывают, что на этот процесс  сильное влияние оказывают такие факторы как интеллектуальное развитие ребенка; опыт непосредственного столкновения со смертью; усвоение общебиологических понятий; личные особенности (например, высокая тревожность).

Поэтому любые отклонения от последовательности или сроков формирования данного понятия не означает отклонения в развитии. Однако эти закономерности можно и нужно учитывать в общении с ребенком на такую непростую тему, как смерть.

Нет единственно правильных возрастных норм, когда и как знакомить ребенка с темой смерти. Но и замалчивать эту тему или давать  заведомо ложные ответы на прямые вопросы ребенка – нельзя. Нельзя, культивируя личные страхи, пресекать интерес ребенка к этой теме, нельзя отмахиваться от его слов о смерти, как от неважных.

В вопросе дошкольника: «Когда ты умрешь?», нет патологии или желания вашей смерти, есть лишь познание жизни во всем ее многообразии. Весело играющий трехлетка среди скорбящих родственников, это не будущий циник или садист, а ребенок, для которого сон и смерть «одно и то же». Подростку, говорящему «я умру без нее», не нужен ваш совет «у тебя таких будет еще много», а нужны поддержка и участие.

Только родитель может решить, что, когда и как рассказать своему ребенку о смерти. Но если вы вдруг заметили за собой, что избегаете это темы, то спросите себя, кого на самом деле вы защищаете, делая вид, что смерти не существует.


Что интересного на портале?