В настоящей статье коротко рассматриваются права и ответственность формального лидера – управляющего организацией и чуть более подробно «права и ответственность» неформального лидера, избираемого народом – служащими или рабочими. Про официального, назначенного приказом свыше руководителя мы знаем не понаслышке: отдельный кабинет, раздача указаний, требование отчетов, вынесение выговоров, назначение на должности, поощрения, увеличение или уменьшение денежного вознаграждения, увольнение, прием на работу.
Полномочия официального лидера закреплены приказом и скреплены печатью. Другое дело - лидер неформальный! Он не предусмотрен никакими штатными расписаниями. По занимаемой должности это может быть, кто угодно – старший менеджер, младший менеджер, рядовой сотрудник, заместитель директора или работник архива. Как правило, он появляется там, куда руководителю в силу занятости некогда «заглянуть». Неформальный лидер появляется, как правило, в слабо контролируемом месте.
Неформальный лидер, это человек, имеющий особую психологическую зрелость и располагающий к себе людей: мудрый, сердобольный, благочестивый, справедливый, добродетельный, он не взирает на ранги, может запросто высказывать на любом уровне свое мнение, он идет заступаться за обиженных, борется с несправедливостью, вызывает скорую заболевшему. Он, как зеркало, отражает нужды и чаяния всего коллектива. Неформальному лидеру доверяют самое сокровенное, не боясь огласки и насмешки.
Мнение неформального лидера авторитетно в коллективе, к нему прислушиваются многие, к нему идут делиться радостью или проблемами. Неформальных лидеров может быть несколько в коллективе, за каждым из лидеров могут идти группы, группировки, коалиции. Официальному руководителю неплохо бы изучать настроение коллектива, дружить с неформальными лидерами, грамотно управлять ими на благо плодотворной работы организации в целом. Как же «вычислить» неформального лидера?
Можно воспользоваться социометрическими тестами, и при условии правдивых ответов, определить удовлетворяющие межличностные коммуникации, просчитать, кому более всего доверяют работники и с кем, скорее всего, «пойдут в разведку». В задачу руководителя входит не только определение (выявление) самих неформальных лидеров, но и то, какие цели эти лидеры преследуют: кому-то не хватает признания руководителя в заслуженных успехах, профессионализме; кто-то претендует на роль главного эксперта; кто-то вынашивает проекты, реализация которых поднимет организацию на новый, более совершенный уровень; кто-то, возможно, жаждет власти, реконструкций и перемен, играя на сложностях времени, кризисах, конфликтах и т.п.
Чтобы не разваливать организацию изнутри, официальный руководитель, обладая в достаточной степени мудростью, умением руководить людьми, обладая необходимыми психологическим знаниями в сфере управления персоналом, может тонко и незаметно для остальных поставить энергию неформальных лидеров на службу делу. Грамотный руководитель может совершенно безболезненно использовать силу и популярность неформала для достижения производственных целей, т.е. профессионально управлять ситуацией.
Как правило, неформальный лидер озвучивает, при случае, причины недовольства, напряжения, конфликтов внутри коллектива. Поэтому гнобить и преследовать неформала крайне нежелательно – он, будучи в гуще коллектива, найдет способ, как отомстить обидчику, даже если это официальный руководитель. Умело выстроенный диалог руководителя с таким лидером, разговор с ним наедине, например, спрашивание совета, мнения, предложений, может привести к тому, что неформальный лидер станет опорой руководителя, ключевым звеном в укреплении большой прочной цепи, под названием коллектив.
Конечно, последнее слово всегда должно оставаться за официальным руководителем, это неформальный лидер должен понимать и признавать однозначно. Если же неформальный лидер «переиграл», превысил все мыслимые и немыслимые границы и остается его только уволить, то руководитель должен сделать это очень профессионально, с желательным объяснением коллективу причин увольнения такого человека. Иначе он может потерять надолго уважение и доверие людей.
Таким образом, мы видим, что из неформального лидера можно сделать хорошего помощника руководителя, а, может быть, и преемника. Но так же мы понимаем, что с обнаружением неформала, недооценивая его роль в производственном процессе, мы можем приобрести и коварного врага, который будет изнутри разрушать устои и правила организации и вносить негатив в социально-психологический климат.
С уважением к читателю
Психолог Людмила Старостина