Статья запланирована исключительно исходя из личного опыта работы с детьми и их родителями и является сугубо авторским мнением.
Для каждой мамы поступление ребенка в школу является весьма трепетным моментом. Как он/она будет учиться? Вести себя на уроках и переменах? Какие оценки будет получать? Не придется ли краснеть на родительских собраниях?
Как правило, подготовка к школе и первый класс проходят весьма позитивно. Еще звучат отголоски гордости за белые банты, костюм с иголочки и замечательный ранец, не так много задают, да и что с тем, если крючки не очень выходят, это же первый класс - научится, вместо оценок солнышки или утята, тучки прочие детские игрушки...
Каникулы, полный отрыв, и вот он второй класс. Начинаются реальные оценки, усиливаются требования, увеличивается объем заданного. А чадо тут забыл, там пропустил, здесь прослушал, буквы не в ту сторону, смотрит в книгу, видит нечто... Родительсике нервы начинают окончательно расшатываться и сдавать.
А юному ученику абсолютно невдомек, что мама целый день на работе, потом хлопоты по дому, не дай Бог, другие дети, муж в конце-то концов.... Ученик или скучает, или разглядывает оооочень увлекательные обои, играет с ручками, бесконечно их роняет и поднимает и вообще не пытается даже вникнуть в уроки. Конечно, куда уж там, то попить, то пописить, то устал. И случается порой так, что уроки начинаются сразу после школы и просто не заканчиваются, так, что еще на утро остается!!!
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ??? КАК ОСТАТЬСЯ ЛЮБЯЩЕЙ МАМОЙ И ВОСПИТАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ???
- Как бы банально это не звучало, налить себе чаю/кофе и посмотреть в окно, подышать и вспомнить, что вообще-то все слава Богу пока живы - здоровы и есть еще шанс таковыми и остаться. Если ребенок плохо справляется с школьной программой, на это есть веские причины. КАКИЕ? Самое частое - ребенок по функциональным или органическим причинам НЕ МОЖЕТ ЭТОГО СДЕЛАТЬ. Или не может так, как хотелось бы его родителям.
К условно функциональным причинам я бы отнесла относительную незрелость головного мозга и регуляторных механизмов, что может выражаться
- в дефиците внимания с возможным вторичным снижением памяти;
- невозможности саморегуляции и планирования деятельности: что, за чем, где?
- эмоциональной неустойчивости, плаксивости или возбудимости (ох, как это может раздражать, обижать или вызывать иные бурные негативные переживания у родителей);
- истощаемости, коротком временном интервале продуктивной деятельности;
- гиперподвижности, невозможности усидеть на месте;
- недосформированности познавательного мотива к обучению, в принципе мотивации к обучению.
Органические причины - это ригидные, мало подверженные изменениям морфологические (на уровне органов и систем) изменения, которые являются преимущественно медицинской областью, часто это может быть связано уже с имеющимися диагнозами, такими как РОПГМ, интеллектуальная недостаточность, о которой родители, кстати могут и не знать.
2. Поэтому вторым пунктом может быть консультация у специалиста. Полезным в этом случае в зависимости от ситуации может оказаться психолог, невролог, психотерапевт, психиатр, логопед, нейропсихолог.
Психолог( психотерапевт) может провести психодиагностическое обследование, определить особенности познавательных процессов и личностные характеристики или состояния, влияющие на процесс усвоения школьного материала и поведения ребенка в школе.
Невролог - это врач, который может диагностировать СДВГ( синдром дефицита внимания и гиперактивности), резидуальную энцефалопатию и пр. И назначить лечение ноотропными ( питающими головной мозг препаратами).
Психиатр - врач, диагностирующий и лечащий задержки психического развития, интеллекткальную недостаточность, расстройство школьных навыков или эмоциональное расстройство, которое мешает ребенку усваивать школьную поограмму.
Логопед - сможет выявить ОНР ( общее недоразвитие речи), признаки дислексии, дисграфии, фонетико- фонематическое недоразвие и другие речевые нарушения и предложить варианты коррекции.
Нейропсихолог- проведет нейропсихологическую диагностику, выявит ведущий нейропсихологический синдром и разработает индивидуальную программу коррекции.
Семейный психотерапевт - сориентирует, почему в вашей семье возник такой симптом, как школьная неуспешность ребенка и какие изменения в семье могут повлиять на эту ситуацию.
Много специалистов, скажите вы, к кому же идти? Мне кажется, начинать с психолога - грамотный и осведомленный специалист сделает свою работу и направит к коллегам, если увидит в этом необходимость.
А дальше будет методичная ежедневная работа, направленная на решение выявленных проблем, с ощущением, что не ребенок лентяй или вы никудышная мать, а что есть конкретные трудности и конкретные шаги по их преодолению. И всем станет легче.