Что делать, если проблема кажется неразрешимой?

Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения.

Эрих Берн

Иногда проблема, с которой приходит клиент, кажется неразрешимой не только ему самому. Терапевт тоже человек, и бывает так, что клубок противоречий, который выкладывает перед ним на стол клиент, кажется совершенно нерешаемым. Что же делать в подобной ситуации? За какую ниточку стоит потянуть, чтобы узел проблем начал развязываться?

Существуют системные «ниточки», которые позволяют разобрать сложную проблему на «винтики». В статье предлагается краткий инструментарий, позволяющий быстро определить направление для работы.

Шаг 1. Диагностика. Необходимо определить, с чем же связана проблема: с самим собой, с другими людьми или с внешним миром.

Проблема с самим собой. Не хватает уверенности, мотивации, каких-то ценных качеств личности типа самооценки или принятия себя

Проблема с другими людьми. Не устраивают взаимоотношения с кем-то, не складываются семейные, близкие или дружественные отношения.

Проблема с внешним миром. Есть затруднение во внешнем мире, для которого неясен способ его разрешения, тупиковая ситуация.

Шаг 2. Уровень проблемы. Эта «ниточка» воздействия в первую очередь подходит для проблем, связанных с самим собой, хотя может быть использована и для любых других. Здесь нужно, понять, на каком уровне возникла проблема: инструментальном, интенциональном или смысловом.

Инструментальный – уровень контекста, каких-то действий или навыков.

Интенциональный – связан с целями, ценностями или убеждениями.

Смысловой – здесь в фокусе вопросы идентификации себя и своего предназначения в мире.

Если получилось определить уровень, на котором возникла проблема, то все, что необходимо сделать – это повысить уровень восприятия проблемы. Как сказал Эйнштейн «нельзя решить проблему на том, уровне, где она возникла».

То есть, если не хватает мотивации, значит, необходимо поднимать уровень значимости цели, добавлять в нее других ценностей или понимание того, кто за этим стоит или ради чего все это делается.

Шаг 3. Позиция восприятия. Данный шаг лучше всего применим для проблем во взаимоотношениях с другими. Это второе измерение или вторая «ниточка», позволяющая быстро найти направление для решения проблемы. Здесь стоит сфокусироваться на том, на чьей позиции восприятия «застрял» клиент: своей собственной или позиции другого. Существует также третья позиция восприятия, хорошо известная в НЛП. Это позиция стороннего наблюдателя или отношений в целом.

Перемещение между этими тремя позициями представляет собой применение механизма отождествления/разотождествления. Ассоциирование с позицией другого человека или позицией наблюдателя заставляет клиента отстраниться от собственной позиции, зачастую связанной с возникшей проблемой.

Инструмент позиционного перехода чем-то напоминает шаг 1. Это неудивительно, ведь данный переход связан со сменой модели мира или карты реальности. Такой прием позволяет расширить собственное представление о проблемной ситуации.

Шаг 4. Точка на оси времени. С каким моментом времени связана проблема: с прошлым, настоящим или будущим? Каждый из этих вариантов связан с разными элементами процесса изменения. Эта «ниточка» воздействия подходит для решения затруднений, связанных с внешним миром, хотя может использоваться и как стратегия решения любых проблем.

Прошлое – причины возникновения проблемной ситуации.

Настоящее – текущее состояние, включающее препятствия, мешающие получить желаемое, и возможные ресурсы для их преодоления.

Будущее – желаемое состояние дел, а также возможные ресурсы достижения цели из будущего.

Описанные три измерения: уровень, позиция восприятия и точка времени представляют собой инструменты, позволяющие быстро «нащупать» возможный путь решения проблемы. Их можно использовать как по отдельности, так и все вместе одновременно. Например, при работе с родительскими предписаниями могут использоваться все перечисленные выше инструменты. Здесь будет и перемещение в точку прошлого в момент получения негативной установки, и переход между позициями родителя и ребенка, а также поиски позитивных намерений и глубинного смысла поведения родителя.

Обычно суть проблемы в том, что она сужает восприятие себя, других и мира. Описанные в статье «ниточки» позволяют расширить восприятие реальности клиента.

Завершить стать хочу притчей о том, как мы сами позволяем проблемам появляться в нашей жизни.

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:

— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживлённо зашептались.

— Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.

— Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

— Ничего!

— Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор. – А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?

— Ваша рука начнёт болеть.

— А если целый день?

— Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов.

— Как по вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?

— Нет! – растерянно ответили студенты.

— А что нужно делать, чтобы всё это исправить?

— Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.

— Точно! – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует.

Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.

 

 

P.S.В основе материала статьи лежит модель, известная как "рабочее пространство НЛП", назначение которой было объединить в единое целое самые разные элементы данной дисциплины подобно тому, как Эйнштейн разработал для физики единую теорию поля.

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

 

Другие мои статьи:

                        

☼☼☼ Читать больше статей... ☼☼☼

 




Что интересного на портале?