Чем полезен праздник хвастовства?



Принято считать, что кризис семи лет связан для ребенка с утратой естественности. В этом возрасте ребенок, попадая в школу, или готовясь к ней, оказывается вынужденным принимать большое количество социальных норм, условий и обязательств, учится примерять различные социальные и психологические маски, сознательно пользоваться ими. Именно в этот момент авторитет родителей в глазах ребенка впервые может показаться небесспорным.

Таким образом, процесс глубокого принятия социальных норм и конвенций, а также утраты спонтанности начинается примерно в возрасте семи лет. Следовательно, более младшие дети, дети четырех-пяти лет должны обладать качеством спонтанности в полной мере.

В позитивной психотерапии существует упражнение, которое называется «праздник хвастовства», его суть заключается в том, что человеку предлагается в течение двух-трех минут говорить о себе что-нибудь хорошее. Каждый, кто пробовал свои силы в этом упражнении, знает, как это трудно, какими долгими иногда могут быть эти две минуты. Сложно говорить о себе хорошо, потому что в нашей традиции это не принято, потому что «хвастать» плохо, важно дождаться,  пока что-то хорошее заметят в тебе другие и скажут об этом вслух. Принимать участие в «празднике хвастовства» нелегко и обременительно взрослому человеку, отягощенному знанием различных социальных норм и народной мудростью: Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. Чужого не хай, своего не хвали. Кто хвалился, тот с горы свалился.

Занятия «Праздник хвастовства», проведенные в средних группах детского сада (дети четырех-пяти лет), со всей ясностью указывают на то, что запрет на самопохвалу уже присутствует в сознании детей.

На занятие к детям приходит Зайка, который рассказывает о том, что в лесу недавно прошел праздник, где звери гордились и хвастались своими успехами. Медведь хвастался ловкостью, как он на дерево за медом может залезть. Соловей песни свои новые пел. Я Зайка хвастал, как быстро бегаю… Веселый Праздник хвастовства получился! Давайте мы здесь тоже маленький праздник устроим!

Дети, только что внимательно слушавшие Зайку, насторожились и отстранились со словами: «Хвастать нехорошо!»

- Хорошо, ребята, давайте назовем наш праздник по-другому – Праздник гордости! Как вы думаете, чем гордость от хвастовства отличается?

Дети надолго и всерьез задумались над этим сложным вопросом.

- Как вы думаете, если мальчику  Сереже родители подарили замечательную  гоночную машину. Сережа пришел в группу и стал говорить: «Посмотрите, какая у меня супермашина, у вас-то  ни у кого такой нет». Как себя чувствуют другие ребята?

- Плохо…Им обидно.

- Интересно, Сережа в этом случае гордится или хвастается машинкой?

- Хвастает.

- Как вы это определили?

- Потому что это не он сам купил, а родители… Ребятишек обидел…

- А если Сережа рассказал о том, как он научился на шпагат садиться и показал, как он это делает? Сережа хвастает или гордится?

- Хва…нет, гордится. Потому что это он сам.

- Тогда устроим Праздник гордости вместо Праздника хвастовства? Погордимся тем, что мы умеем!

Девочки с готовностью поддерживают это предложение, рассказывая большое стихотворение, выученное ко Дню рождения мамы, и показывая, как красиво должны стоять настоящие балерины. Аплодисменты. Вот очередь доходит до Степы – очень серьезного мальчишки, старшего ребенка в большой семье. Он сидит в очень напряженной позе, завязав узлом ноги, смотрит в пол и говорит:

- А я все равно считаю, что это хвастовство, а не гордость. Хвастаться плохо! Я с вами играть в это не буду!

- Хорошо, Степа, если ты так считаешь, не играй. Только… Ты так необычно сложил ноги, у меня так вряд ли получится.

Безуспешно вместе с детьми пытаемся повторить позу Степы. Напряженность постепенно уходит из Степиной позы, на лице появляется хитрая полуулыбка.

- Интересно, если ноги поменять местами, у кого-нибудь из нас получится?

Еще одна безрезультатная попытка группы. Наконец Степа окончательно оттаивает:

- Смотрите! – и принимает зеркальную позу.

- Здорово! – группа дружно хлопает в ладоши.

- А я еще вот как могу! – продолжает Степа и встает на мостик.

После этого Праздник хвастовства становится настоящим праздником. Поток детских: А я еще вот так могу, посмотрите!, кажется, не иссякнет никогда.

Со времени этого занятия прошло уже много месяцев, однако до сих пор когда я  появляюсь в группе, за приветствием  следуют фразы: Посмотрите, чему я научился! Посмотрите, как я умею! Посмотрите, что делает Митя!

Что самого важного произошло на этом занятии, длившемся немногим более получаса?  Дети получили сначала внешнее, а затем и внутреннее разрешение отмечать и замечать свои достижения, быть спонтанными и естественными в проявлении своих чувств, гордиться своими талантами, а также, что удивительно, стали внимательнее друг к другу, к успехам других. Успешному человеку легче и приятнее принимать успех того, кто рядом, чем неудачнику.

Часто, применяя в процессе воспитания принцип «красного карандаша», строго указывая ребенку на его промахи и минимально отмечая достижения (чтобы не избаловать), мы считаем, что действуем на пользу ребенку, к сожалению, это не всегда так.

Само понятие «принцип красного карандаша» пришло из школьной практики проверки тетрадей. Когда учитель проверяет сочинение, он красным карандашом правит орфографию и пунктуацию, стилистические и речевые ошибки. Но школьное сочинение состоит не только из ошибок и погрешностей, В нем, как правило, присутствуют интересные мысли, удачные номинации и необычные метафоры. Почему учитель не кладет  рядом с собой, например, зеленый карандаш, чтобы отмечать то, что получилось хорошо? Потому что в школьной практике это не принято. Как не принято хвалить вообще.

Проведите статистический эксперимент: подсчитайте, сколько раз в день Вы обращаетесь к ребенку с порицающими его поведение высказываниями, а сколько раз – с одобряющими?

Полученные результаты определяются вовсе не тем, что ребенок плох или тем, что Вы его недостаточно любите, а всего лишь воспитательными традициями, не всегда оправданными.

Насколько спонтанным, естественным и гармоничным вырастет ребенок, насколько позитивным будет его Я-образ, зависит, в том числе и от того, как часто мы разрешаем себе брать в руки «зеленый карандаш»…

Бердникова Анна