В предыдущей беседе мы затронули вопросы об эмоциональном мире младшего школьника, и какие механизмы для понимания другого человека мы используем, а именно – лицо, движения, слова (речь, общение).
Одним из наиболее важных аспектов любых человеческих отношений является общение. Общение – это обмен информацией для понимания между двумя или более людьми. Члены семьи должны делиться своими чувствами друг с другом, так, чтобы другой партнер не был вынужден догадываться о том, что чувствует другой. Обмен эмоциями, мыслями, чувствами и полезной информацией будет защищать от чувства изоляции и боли.
В этой беседе хотелось бы подробней остановиться именно на таком аспекте детско-родительских отношений, как общение. Почему мне хочется остановиться, именно на этом? Потому что непосредственное общение между родителем и ребёнком, как раз и страдает больше всего с поступлением ребёнка в школу. Наверное, вы удивитесь, - как это так! Ведь может показаться, что общения наоборот становиться больше, каждодневное выполнение домашнего задания, необходимость водить ребёнка в секции и кружки вынуждают нас проводить с ним больше времени.
На деле же оказывается как раз, наоборот, с поступлением в школу, у ребёнка кардинально меняется жизнь. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность сменяется жизнью наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, трудиться, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Меняются так же и темы и формы общения между родителем и ребёнком. Если в дошкольном периоде мы уделяли больше внимания игровой деятельности ребёнка, его общению со сверстниками, то в период школьного обучения меняются и требования, а главное меняется наше внутренне отношение к статусу ребёнка. Мы говорим ребёнку, что он уже большой, школьник и конечно ожидаем от ребёнка именно того поведения, которое хотим видеть.
И конечно, мы хотим, чтобы наш ребёнок хорошо учился, выполнял все требования, которые предъявляет к нему школа и родители, достигал успехов, которыми мы могли бы гордиться. И очень хорошо, если ребёнок может, а главное хочет выполнять все эти требования, а если нет? А если нет, то мы конечно пытаемся убедить ребёнка (разными методами), что учиться необходимо. И вот тут как раз хотелось бы поделиться некоторыми советами, накопленными на основе опыта работы с трудными детьми младшего школьного возраста.
- Не унижайте достоинство ребёнка оскорбительными высказываниями, если ребёнок чего-то не понимает, и даже если не хочет понимать.
Вряд ли вы хотели бы услышать оскорбления в свой адрес, если у вас что-то не получается.
- Не применяйте физическую силу.
Вы точно не хотите, что бы вас побил начальник, за то, что вовремя не сдали отчёт, или не поняли с первого раза указание.
- Отмечайте любые успехи ребёнка, даже если они кажутся вам незначительными.
Вам тоже нравится, когда люди замечают ваши успехи.
- Давайте возможность вашему ребёнку ошибаться (в разумных пределах), но после обязательно поговорите о последствиях ошибки.
Недаром говорят, что человек учится на своих ошибках, и как бы мы не хотели уберечь от них ребёнка – не получится, так что лучше учить, не тому, как не совершать ошибки, а тому, как делать выводы и анализировать последствия.
- Чётко ограничивайте временные рамки выполнения домашнего задания, это конечно трудно, но постарайтесь переложить ответственность за выполнение д. з. на ребёнка, всё-таки это его задание.
Ведь ваш рабочий день не безграничный, и хотим мы этого или нет, но чёткие временные рамки диктуют нам свои условия.
- И последний совет – наверное, самый важный в этой беседе: слушайте своего ребёнка, искренне покажите, что вам небезразличны его большие и маленькие проблемы, обозначьте для этого какое то определённое время – пол часа перед сном, или во время завтрака утором, главное, чтобы ребёнок мог рассказать о том, что его тревожит, поделиться эмоциями.
В следующей беседе мы затронем тему эмоций, младших школьников, как они проявляются, и как влияют на дальнейшее развитие человека.