Беседа 1. Младший школьник! Как родителям найти общий язык с ребёнком?

В настоящее время проблема детско-родительских отношений,  является актуальной, особую актуальность она приобретает, когда   ребёнок переступает порог школы.  

Школьный возраст является значимым периодом жизни, определяющим становление эмоционального мира личности. Именно  в процессе обучения и воспитания особенно часто возникают критические оценочные ситуации, порождающие у школьников состояния эмоционального перенапряжения, последствия которого имеют различные формы: агрессию, страх, тревожность, плохая успеваемость и т.д.  В этот период в отношениях между ребёнком и родителем могут наблюдаться проблемные моменты.  

Перед   родителями  встают вопросы: «Как найти общий язык с ребёнком?», «Как его понять?», «Почему он меня не понимает?». Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, что мы вкладываем в смысл выражения «Найти общий язык», и что значит для нас, выражение  «Понять человека». 

Итак, выражение «Найти общий язык», является фразеологизмом, который означает достигнуть полного взаимопонимания с человеком, найти общие темы для разговора, уметь договариваться в трудном споре, уметь приходить к соглашению и даже идти на уступки. 

Из этого выходит, что мы хотим достигнуть полного взаимопонимания со своим ребёнком, найти общие темы для общения, уметь приходить к соглашению в спорах.... Да!

Мы этого хотим!  Но отсюда вытекает следующее: чтобы найти общий язык с человеком, в данном случае нашим ребёнком, необходимо его понять, а с этим то, как раз и не так все просто.

Для начала нужно разобраться, откуда мы вообще получаем информацию о людях? У нас в  распоряжении не так уж много инструментов  к ним, прежде всего, относятся:  мимика, движения, речь. У младшего школьника, благодаря его непосредственности, они более выразительны и заметны.

Безусловно, первое, что максимально привлекает наше внимание в человеке, это его лицо. По нему мы «читаем» эмоциональное состояние человека. Согласно большинству опросов, восприятие эмоционального состояния человека по лицу происходит очень быстро и точно.

Многое об эмоциональном состоянии ребёнка могут сказать его неосознанные движения – в момент эмоционального напряжения ребёнок может, что-либо теребить, жевать, совершать однообразные движения и т.д. Но всегда ли мы обращаем на это внимание, мы можем не придать значения сжатым кулакам или полусогнутой спине. А увлеченные своими проблемами, можем не обратить внимание на постукивание пальцами по столу или раскачивание ступней и т. д.

Подробнее остановимся на речи, вернее на её содержании, насколько часто мы искренне выслушиваем своих детей? Речь младшего школьника ещё недостаточно сформирована, и он не умеет логически и доступно объяснить суть проблемы, которой он хочет поделиться с мамой или папой.  

Очень часто дети скрывают свои страхи и переживания от родителей, стыдясь их открытого проявления, и очень важно родителям  вовремя увидеть тревожность у детей, которая может стать негативным фактором развития личности ребёнка. Тревожность выражается в волнении, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога, сверстников.

Немалую роль в закрепление тревожности играют неадекватные ожидания со стороны родителей. Неадекватные ожидания со стороны родителей являются типично причиной, порождающей у ребенка внутриличностный конфликт, который, в свою очередь приводит к формированию и закреплению тревожности вообще. В плане школьной тревожности - это, прежде всего, ожидания, касающиеся школьной успеваемости.

Из этого следует, чтобы понять своего ребёнка и найти с ним «общий язык», родителям необходимо  максимально снижать тревожность и эмоциональную нестабильность у своих детей.   

А чтобы запустить механизм, необходимо поставить себя на место  своего ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами, искренне прочувствовать его состояние, и пользоваться некоторыми правилами,  о которых мы поговорим в следующей беседе.




Что интересного на портале?