Аспекты коррекционной работы: рисунки детей с РАС

Аспекты коррекционной работы:  рисунки детей с РАС 

   В нашем центре все специалисты, работающие с детьми с особенностями развития, используют элементы арт-терапии и нетрадиционные техники рисования. Безусловно, невозможно в нескольких словах описать все особенности, влияющие на характер, моторику ребенка и на восприятие им окружающего мира, даже при одинаковых диагнозах и часто встречающихся заболеваниях. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить. Творческая работа позволяет снизить уровень тревожности, освободиться от страхов, выпустить на волю «монстров» подсознания и оставить их на бумаге.    Рисование разными материалами используется как первый этап установления контакта с ребенком. Аутичные дети часто не воспринимают цвет как некую сущность, не способны к воспроизведению абстрактных цветовых заданий, им необходим конкретный образ. Но цвет способен изменять эмоциональное состояние практически любого ребенка, что можно использовать, особенно в начале работы. Аутичному ребенку мир зачастую представляется враждебным, и результатом такого восприятия становится пассивность в любой деятельности. Ситуация меняется при создании собственной работы, изображения какого-то приятного ребенку существа, при удовлетворении  полученным результатом. Мир кажется менее враждебным, возникает мотивация для дальнейшей деятельности. У высокофункциональных детей с РАС часто присутствует высокий интерес к рисунку. Они понимают пространственное расположение  объектов на листе бумаги, владеют силой нажима и штриховкой. Порой могут рисовать часами, не испытывая переутомления и  психического истощения. В своей работе я наблюдала детей, которые из занятие в занятие рисовали одно и то же, привнося незначительные изменения и дополнения к рисунку, при этом словесно выражая свое эмоциональное отношение к изображению. Так, один мальчик с диагнозом "атипичный аутизм" на каждом занятии  просил лист бумаги и рисовал "ниндзя". Рисунок использовался как поощрение. Он не всегда выполнял предлагаемые задания, но если делал, то я обязательно давала возможность порисовать. Он тонко реагировал на свое состояние и если был истощен, то сразу просил конструктор, чтобы поиграть или же рисовал на планшетной доске. В его рисунках присутствовал "добрый отшельник" и "плохой рубика". При этом он снабжал отшельника мечом и топором и дополнительными руками для борьбы. Проговаривал, что он самый сильный, т.к. владеет суперсилой. В выборе цветов я его не ограничивала, также как и в выборе основного средства изображения. Предпочитал рисовать фломастером (в первый раз в качестве основного выбрал зеленый цвет, затем черный, также дополнительно присутствует на рисунке красный цвет), один раз взял ручку для рисунка. В его рисунках присутствует стереотипность и шаблонность в изображении фигур, которая помогала ему снизить уровень тревожности (рисовать всегда начинал с низу- с ног (опора) и последней рисовал голову) и обрести контроль над не всегда понятным ему миром, стабилизируя эмоциональное состояние.



Также часто встречались дети, которые выбирали яркие теплые цвета, фантазировали на предлагаемую тему, не "залипая" на отдельных деталях и сюжете.    




   
В заключении моей короткой статьи хочется сказать следующее: рисование  позволяет снять психоэмоциональное напряжение, расслабиться и получить удовольствие от работы, а  успех является важным условием, стимулирующим дальнейшую деятельность ребенка.  Также не стоит забывать стараться идти за ребенком, предлагая ему различные способы самовыражения, что в работе с детьми с особенностями развития (в частности, с РАС) особенно важно.




Московцева Людмила