Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

113Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Мерсиянова Анжелика, директор психологического центра "Bliss", психолог 

Репп-Ногина Анна, психолог  

 

Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни.

Часто проблемы подростков кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой.

В настоящее время в образовании и общественных объединениях достаточно остро стоит вопрос, о том, как помочь подросткам, и как его подержать в сложной жизненной ситуации. И все большое количество взрослых людей готовы помочь юным жителям нашей планеты.

Подростковый период и связанные с ним трудности часто становятся предметом рассмотрения в науке и практике, но главный акцент в этом вопросе ставится на проблемах в отношениях с подростками, а не на проблемах, с которыми сталкиваются подростки, хотя именно они способствуют или тормозят становление подростков как личностей.

Жизнь каждого подростка наполнена противоречиями. Не смотря на то, что подросткисчитают себя взрослым, реальные их силы соответствуют детским. Одно из утверждений, которое вы можете услышать от подростков, как ничто другое отражает главное противоречие этого периода, звучит приблизительно так: «Я уже взрослый, потому взрослым не доверяю». Это противоречие порождает ряд других [1].

Самое большое желание подростков – быть принятыми в ту или иную компанию, быть ее полноправной частью, жить по ее правилам. Но как не парадоксально, именно подростковые группы являются наиболее замкнутыми, новичкам очень трудно попасть в них, что часто становиться причиной чувства одиночества, которое окружает подростков с трудностями в общении.

Еще одним противоречием вподросткахявляются их желание быть «ни на кого не похожими», которое уживается со стремлением быть «как все». Для них важно стремление к уникальности и индивидуальности, и за свое право быть таковым они готовы бороться. Именно в этот период, им, как ни когда необходима поддержка близкого взрослого человека, который будет верить в них и направлять уникальность подростков в «нужное» русло [2].

По словам Варга А.Я.в подросткахеще так много из детства, им еще интересны игры, мало того, они испытывают потребность в игровой деятельности. Но с другой стороны они считают себя взрослыми, а взрослым не пристало играть в игры, потому стесняясь собственной «детскости», они отказываются от игры. Заменителем игры, вернее, механизмом ее защиты от самих себя является потребность в романтике, приключениях, необходимость переживать яркие и эмоциональные события. Хотелось бы подчеркнуть, что для нормального развития подростков им необходим в жизни определенный ряд событий и эмоциональных переживаний, связанных с ними [4].

Подростки находятся в стадии наибольших изменений, и именно эти изменения становятся причиной их поведения. Они очень быстро растут, но сами стесняется своего быстрого роста. Быстро меняются во всех отношениях, но сами чувствуют дискомфорт от постоянных изменений как вокруг них, так и в них самих, потому так нуждаются в незыблемом убежище понимания и любви старших. В данный период развития, взрослые могут поддержать подростков, очень просто. Всего лишь рассказать о своем опыте, о своих переживаниях, когда сами взрослые были в подростковом возрасте.

Собственная неуверенность смущает подростков, потому они пытаются скрыть ее всеми доступными способами.

Подростки испытывают нужду в действии и движении, но окружающие взрослые только тормозят их своими нескончаемыми наставлениями и поучительными беседами. Поэтому в контакте с подростками, взрослый обязан быть с ними на равных, уважать мнения и переживания подростков.

Подростки не готовы сразу же верить всему, что им говорят, или принимать чужие советы, для них важно формировать свое собственное мнение по каждому вопросу, с которыми они сталкиваются. В результате этого подростки получают собственный опыт, и это действительно очень важно для них.

Подросткам нравится все яркое, неожиданное, экстравагантное и нестандартное. В них преобладает желание быть похожими на настоящих героев, в то время как обыденность и «серые» люди их совершенно не интересуют.

Хоть они и осознают, что их жизненный опыт в сфере общения еще слишком мал, именно эта грань человеческого бытия составляет для них наибольший интерес[5].

Собрав все эти утверждения в единое целое, можно увидеть совокупный портрет подростков, хотя список подобных тезисов можно продолжать еще очень долго. Самое неприятное, на наш взгляд, заключается в том, что мало кто из «адекватных» взрослых может дать истинную поддержку и заботу нужную подросткам. А что тогда говорить о подростках из малообеспеченных, и ведущих аморальный образ жизни семей. В таких семьях ситуация ухудшается в разы, а то и в десятки раз. Подростки из таких семей не только лишены эмоциональной поддержки и всякой заботы, а часто являются «заложниками» собственной семьи. Дети из данной категории семей, часто подвержены эмоциональному и как бы это страшно не звучало, и физическому насилию. И что в результате получает подросток, проживающий в неблагополучной семье:

- эмоциональные переживания собственной материальной неполноценности (стыд, чувство беспомощности, гнев на родителей, агрессия на сверстников);

- беспокойство за собственное будущее (страхи, тревога, доходящие до уровня неврозов);

- трудности в полноценности времяприровождения (ограниченные возможности в отдыхе, занятиям по интересам и т.д.);

- трудности в общении с ровесниками (так или иначе, иерархия по материальному статусу существует), низкий социометрический статус в группе [6].

Выделяются два типа семей: с дополнительной характеристикой – неблагополучные (алкоголизм, наркомания родителей, домашнее насилие) и благополучные в психологическом плане семьи. Однако в обоих случаях подростки имеют более низкий социальный статус в группе сверстников, и это отражается на их самооценке. В неблагополучных семьях ограниченные возможности дополняются стрессами, связанными с обстановкой дома, имеет место домашнее насилие и жестокое обращение. Подростки, живущие в спокойной  домашней обстановке, могут терпеть притеснения со стороны сверстников, стать объектом для насмешек со стороны сверстников, унижений, вплоть до физического насилия.

Прежде чем говорить о специфике психологической травмы у подростков, необходимо остановиться на определении самой категории психологической (психическая) травмы, ее причин и последствий.

Разработка понятия травмы берет свое начало в трудах З. Фрейда и Г. Юнга, в которых травматические переживания рассматривались как результат расщепленного переживания «Я» вследствие тревоги, вызванной первичной травмой. Связанный с этим аффект составляет основу невроза [8]. Классики психоанализа разрабатывали впоследствии также представления о множественности травм и разнообразии поддерживающих их последствия фантазий.

Позже появился другой подход, в рамках которого психическая травма рассматривается как особая форма общей стрессовой реакции (Г. Селье). Согласно этой концепции стресс способствует адаптации организма и мобилизации его ресурсов для реакции на стрессогенный фактор. Однако он приобретает травматический характер, если действие стрессогенного фактора чрезвычайно сильно, очень длительно или часто повторяется, превышая адаптационные возможности организма. В этом случае стресс приводит к неблагоприятным психологическим и физиологическим последствиям и даже серьезным расстройствам [7].

При психологической травме у подростков может развиваться симптомокомплекс  при котором, личность поражается на биологическом, психологическом и поведенческом уровнях. 

На биологическом уровне важную роль играют нарушения центральной и вегетативной нервной системы.

Симптомы психологической травмы можно разделить на три группы:

1. Симптомы повторного переживания (ночные кошмары, повторяющиеся игры, сильный дистресс, воспоминания о травматическом событии и навязчивые мысли о нем).

2. Симптомы избегания (уход от мыслей и чувств, связанных с травматическим событием, избегание напоминания о травме, вымывание из памяти деталей событий, чувство отчуждения, обеднение эмоций).

2. Симптомы повышенной возбудимости (нарушения сна, раздражительность, затрудненная концентрация внимания, психологическая чувствительность к связанным с травматическим событием стимулам, тревожность, взрывные реакции).

Исходя из вышесказанного, собственного опыта, опыта наших  коллег, и серьезностью и глобальностью рассматриваемой проблемы, мы сделали следующий вывод, что подростки нуждаются как в групповых и индивидуальных занятиях. Групповые формы работы в нашем проекте представлены через кружок туризма и спорта, театральную студию, видеоклуб, психологические гостиные, тематические тренинги, арт-студию. Кроме этого участники проекта и члены их семей имели возможность посещать психолога индивидуально.

В данной статье мы уделили внимание программе арт-студии.

Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Огромное преимущество, арт-терапии заключается в свободе проявлений, высказываний и действий, которые люди чаще всего не позволяют себе в жизни.

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их, таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства, глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

Арт-терапия, по словам В.В. Макарова, полностью соответствует все возрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации.

Назначение арт-терапии, утверждает В. Беккер-Глош, не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека [3].

Именно на этом убеждении мы опирались при работе с подростками, на базе общественного объединения «Психологический центр «Gestalt» реализовали социальный проект «Психологическая помощь подросткам, юношам и девушкам с травмой насилия и жестокого обращения». Для более ясной картины понимания деятельности ниже предоставляется тематический план кружка «Арт-Студии» (таблица 1).

Номер занятия

Тема

1

Самопрезентация в рисунке. Знакомство.

2

Цвет и настроение. Палитра чувств (Эмоции и чувства).

3

Линия и настроение (Эмоции и чувства).

4

Мой внутренний мир (Самопознание).

5

Моя самая грустная история (Самовыражение).

6

Мой гнев (Самовыражение).

7

Мой самый сильный страх (Самовыражение).

8

Красный цвет (Восприятие).

9

Мир моей мечты (Самоорганизация).

10

Желтый цвет (Восприятие).

11

Рисуем музыку: цвет, линия и ритм (Восприятие).

12

Коричневый цвет (Восприятие).

13

История искусства и мой стиль (Самопознание).

14

Экскурсия в музей искусств.

15

Глина: лепка самого себя (Характер).

16

Зеленый цвет (Восприятие).

17

Стихии: Земля, Воздух, Вода, Огонь (Самовыражение).

18

Оранжевый цвет (Восприятие).

19

Внутренний мир Другого (Общение).

20

Голубой цвет (Восприятие).

21

Дружба рисунками (Общение).

22

Серебряный цвет (Восприятие).

23

Моя семья (Семья).

24

Розовый цвет (Восприятие).

25

Письмо-рисунок маме (Семья).

26

Фиолетовый цвет (Восприятие).

27

Любимая сказка (Самопознание)

28

Белый цвет (Восприятие).

29

Коллаж - мой жизненный путь (Самоорганизация)

30

Синий цвет (Восприятие).

31

Поэзия в цвете (Восприятие).

32

Черный цвет (Восприятие).

33

Магия музыки (Самовыражение).

34

Золотой цвет (Восприятие).

35

Я расскажу вам свой сон (Самовыражение).

36

Открываем новую Галактику (Общение).

37

Карта отличного настроения (Саморегуляция).

38

Источники силы (Самоорганизация).

39

Ярмарка ресурсов (Самоорганизация).

40

Рисунок на память! (Общение)

Как мы видим из плана занятий, Арт-студия направлена на создание пространства для самопознания и самовыражения. В ходе занятий происходила проработка психологических проблем через художественную экспрессию, диагностику и коррекцию психологической травмы.   В процессе  работы у подростков развились навыки коммуникации, глубинного общения. А так же, такой важный аспект, как развитие художественного восприятия, являющегося жизненным ресурсом.

На наших занятиях в арт-студии, мы используем такие методы и технологии как рисование, лепка из глины и пластилина, аппликация, конструирование, изготовление коллажей, создание скульптур, прослушивание музыки, беседы, самопрезентации. Ниже предоставляется план занятий, по которому мы проводим свою деятельность.

Работа направлена на развитие процесса восприятия, активизацию творческих процессов и самовыражения, развитие системы саморегуляции, коммуникативных навыков.

В плане заявлено часть занятий посвященных отдельно цвету («Фиолетовый цвет», «Белый цвет», «Желтый цвет» и т.д),  занятия, которые предполагают работу с цветом, с целью использования ресурса цветотерапии – это метод, учитывающий, что воздействие цветом способно восстановить душевное равновесие.

Так же дети рисуют свои эмоциональные состояния, делятся страхами, грустью, рассказывают о своем гневе на тематических занятиях  («Любимая сказка», «Моя семья», «Мой самый страшный страх»).

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Кроме групповых форм работы коррекция психологической травмы предполагает индивидуальные встречи.

Пример. Шло восьмое занятие по арт-студии, когда в дверь постучались, и в комнату зашла девушка лет 13-14, миловидной внешности. Она прошла в комнату твердым и уверенным шагом, села на свободный стул и когда дошла очередь до нее, рассказала о себе. Оказалось девочку звали Настя (имя изменено), ей было 14 лет. Про арт-студию узнала от школьного психолога  пришла «просто посмотреть». В группе искренне делилась своими чувствами и мыслями, но по окончанию занятия участница тренинга обратилась ко мне и попросилась на индивидуальную консультацию, объяснив свое такое решение, что «участники группы ей не интересны и ей было бы приятней и интересней работать со мной индивидуально». Я согласилась и мы договорись о встречи, хоть для меня было такое решение удивительно, получается, что Настя внешне показывает социуму социально одобряемое поведение и отношение, а внутренне ей это не комфортно.

На первой встречи Настя рассказала свою жизненную историю. Как оказалось, девочка жила  с отцом, так как родная мать умерла от наркомании, Настю с 2-х летнего возраста воспитывала другая женщина, до 13 лет, но потом ребенку рассказали, что женщина, которая ее воспитывала, оказалась не родной матерью, для девочки это был стресс, но с этим она справилась самостоятельно. Ребенку пришлось рассказать правду, так как родители разошлись и по законодательству, женщина не имела бы права забрать Анастасию. В результате чего Настя стала жить с пьющим и безработным отцом, на  ее пособие и бабушкину пенсию, которая живет отдельно от них, но помогает материально. Живя с отцом, подросток находится в постоянном стрессе, так как отец эмоционально подавляет и обижает ее. Из рассказа было видно, что ребенок просто рассказывает и не разрешает себе чувствовать. Как сказала Настя, со всем этими трудностями, ей помогают справляться друзья и подруги, которые ей заменили семью, и новая «подружка» отца, которая с теплотой и заботой к ней относится. Узнав жизненную историю, я запланировала примерный план работы по работе с данным подростком. Было проведено 17 консультаций, в процессе которых, подросток прорабатывала следующие темы: отношения с отцом; чувство вины к подруге; агрессия по отношению к отцу; взаимоотношения с парнем; отношения с мачехой; разработка собственных механизмов самоподдержки; проработка чувств вины, страха, печали, одиночества.

В процессе работы психолог использовал пассивные и активные формы работы арт-терапии. При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества рисунки, скульптуры и т.д.

При работе с чувствами, использовалось прослушивание музыкальных произведений, так как клиент оказался очень чувственным и рефлексирующим. Музыка, помогала ей погрузится в свои переживания и затем используя активную формы работы, то есть рисования на листе бумаги пальчиковыми красками клиент переносил свои переживания, и на физическом уроне ощущал все то, что происходило у него внутри.

С темой агрессии на отца с Настей работали 4 встречи. Так  как, в начале, агрессия не осознавалась клиентом явно, а проявлялась только косвенно, это было видно из ее вербальных и невербальных проявлений, в рисунках так же было это отчетливо видно. Но в процессе работы, клиент приняла это, и достаточно ярко и не сдерживая  себя, выдала  агрессию отцу (его образу). Здесь была  использована техника «пустого стула» из гештальт направления, так как она является эффективной в случаях подваленных чувств. Далее прорабатывались отношения клиентки с мачехой, так как после их развода с отцом Настя стала более закрытой и отстраненной с ней, по причине того что она стала себя ощущать чужой и не нужной. Данная работа осуществлялась через лепку из пластилина и сказкотерапию. Девочка придумывала сказки, в которых проецировала свои переживания, мысли и чувствах на сказочных персонажей, данный вид работы был достаточно эффективен и позволял справиться с сопротивлением клиентки. В процессе была продела большая работа, как со стороны клиента, так и со стороны психолога, были и мгновенные положительные результаты, а порой встреча заканчивалась «полным провалом» и вся проделанная работа обесценивалась клиентом, но Настя не сдавалась и не давала «расслабляться» специалисту. На завершающей консультации клиентка подвела итог нашей совместной работы и рассказала о изменениях которые с ней произошли. Отношения с отцом изменились немного в лучшую сторону, она стала относиться к нему более сдержанно, стала менее эмоционально к его пьяным выходкам. В лице мачехи увидела не «чужую женщину», а близкого человека, которому она важна и ценна. Наладила с ней не только эмоциональную близость, но и стала чаще ходить к ней в гости. Поняла, что друзья это конечно важные люди в ее жизни, родные не должны отходить на второй план. Клиентка научилась осознанно давать самой себе поддержу. В конце встречи она сказала психологу слова благодарности, и сказала, что «ваша поддержка и вера в меня, помогли мне так измениться».

Как мы видим из описанного выше случая и из мирового опыта в целом, арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру. Арт-терапия помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая жизнь».

Арт-терапия – уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем-то важным внутри нас, чему обычно мы не даем ни облика, ни голоса, но оно не только живо в нас, но и сильно влияет на наши выборы, желания, на качество нашей жизни.

В заключение мне хотелось бы напомнить одну притчу.

Однажды темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть широкую реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опустить весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он взглянул в темноту и увидел еще одно небольшое суденышко, плывущее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже, будучи на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту русла реки становились все сильнее и сильнее… это был водопад...

Очень не хотелось бы, чтобы наши с вами дети плыли по течению. Очень хочется, чтобы у них были мудрые советчики: родители и учителя, способные нацелить их на правильные жизненные ориентиры. А это возможно только с ситуации доверительного взаимодействия семьи и школы во благо самого подростка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. - М., 1995. - С. 118-132.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. - М., 1999. - 512 с.
  3. Беккер-ГлошВ. // Международный журнал по арт-терапии «Исцеляющее искусство». – 1999. - №1. – С. 42 – 58.
  4. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1986. - № 4.
  5. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Педагогика, 1988.
  6. Подросток и семья: Хрестоматия / Сост. Райгородский Д.Я. - Самара: БАХРАХ, 2002. - 656 с.
  7. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979.
  8. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа / Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель-Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.

Поделиться:


2012-11-05
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?