Арт-терапия в работе с перинатальными потерями и в ситуации рождения ребенка с ОВЗ

Перинатальнаяпотеряилирождениеребенка с ОВЗ являются серьезными испытаниями для матери и для семьи. Восстановиться самостоятельно и жить дальше бывает порой очень трудно. Женщина замыкается в своем горе, исполняя привычные функции жены, хозяйки, сотрудника на работе, – но боль никуда не уходит или притупляется со временем, однако нет ресурса для полноценной счастливой жизни в сложившейся ситуации. Появляется страх новой беременности, замкнутость, отстраненность, депрессия. Это лишь часть последствий, с которыми может столкнуться женщина и семья в целом.




На сегодняшний день психологическая помощь женщинам вперинатальныйи постнатальный период развивается всё активнее. И это огромный шаг вперед. В медицинских учреждениях и роддомах у персонала нет возможности оказать женщине и семье полноценную поддержку и помощь в короткое время пребывания в стационаре. Родственники не всегда могут и умеют оказывать правильную поддержку и помощь, а самому человеку бывает сложно, а иногда и невозможно самостоятельно выйти из ситуации потери.
Классическая психологическая помощь не всегда приносит желаемый эффект, так как в нашей стране об этом не принято говорить вслух, тем более женщине трудно решиться на поход к специалисту-психологу, или даже просто начать разговор.
В качестве эффективной и не травматичной помощи матери и семье при работе с перинатальными потерями, травмами послеродового периода и рождении ребенка с ОВЗ, предлагается арт-терапия.
Метод арт-терапии позволяет выплеснуть горе негодования, отчаяния и безысходности, – и в то же время увидеть перспективу выхода из кризиса и дальнейшую счастливую жизнь для матери, ребенка и всех членов семьи.
Психолог в контексте арт-терапии является проводником клиента по сложившейся ситуации и переживаниям клиента. Дает возможность выплеснуть все негативные эмоции матери не вслух, а например, на бумагу, пройти все этапы горевания, а также найти ресурс для дальнейшей жизни уже с прожитыми эмоциями и пройденными этапами горевания. Арт-терапия безопасна при работе в этом направлении, поскольку не имеет ограничений и противопоказаний, всегда приводя человека в ресурсное состояние.
Горе – процесс переживания психологической, поведенческой, социальной и физической реакции на утрату, растянутый во времени, включающий в себя множество изменений. Такая реакция естественна, и ее длительное отсутствие может быть признаком психических нарушений. Горе – это реакция на любой вид утраты, не только смерть. Например, утратой может быть развод, вынужденная смена места жительства против воли, отъезд взрослого ребенка в другой город, страну, потеря значимой работы, потеря дома после пожара, наводнения, потеря здоровья.




Пять стадий горевания по Кюблеру-Россу:
Отрицание — гнев — торги — депрессия — принятие.
1. Отрицание. Этого не может быть!
Известие о смерти и потере вызывает у человека сильный страх и шок. Осознание нереальности происходящего. Всё как в тумане.
2. Гнев. Далее человек начинает злиться на себя, на людей (врачей), на мир, на Бога, на того кто ушел и оставил его одного в этом мире. Это защитная реакция организма. Произошла потеря — должны быть виноватые.
3. Торг. Пожалуйста, спасите моего ребенка, сделайте реанимацию и т.д. Человек начинает задумываться, как исправить непоправимое или как наказать себя, чтобы все стало как раньше.
4 .Депрессия. Глубокая боль от происходящего, апатия, потеря интереса к привычным делам и вещам. Желание спрятаться и уединиться. Мать может утопать в своих мечтах и надеждах в момент ожидания, когдаребенокбыл жив. Всё что было связано с минувшей беременностью и ребенком (кроватка, пинетки, ползунки, которые они с мужем выбирали и первая погремушка).
5. Принятие. Да, так случилось. Как теперь жить дальше? Человек начинает оттаивать и задумываться о своем дальнейшем существовании и построении своей жизни.
Основные предлагаемые техники работы в ситуации перинатальной потери или рождения ребенка с ОВЗ.

- Изотерапия
Спонтанное рисование.

Цель: выплеснуть сдерживающие эмоции.
Материалы могут быть любыми, но в идеале краски, акварель или гуашь. Клиенту не дается никакого задания. Просто предлагается выплеснуть все в творчество, все, что в голове, что в сердце. Это может длиться некоторое время. Психолог не вмешивается в процесс и не комментирует результат. Однако, если клиент говорит о том, что он чувствует при завершении, или какие эмоции он испытывает, глядя на рисунок, необходимо прислушаться к клиенту и при необходимости дать еще время до тех пор, пока напряжение и негативные эмоции не уйдут. Если клиент после высвобождения негативных эмоций хочет продолжать работу и запрос обретает форму запроса на дальнейшую жизнь, то стоит предложить клиенту описать жизнь ребенка вне семьи, его уход. Здесь можно опять же воспользоваться изо-техникой или обратиться к сказкотерапии.
-Сказкотерапия
Написать сказку своей беременности и своего ребенка. Финалом сказки обязательно должно быть отпускание ребенка в счастливое существование в этом мире или ином (любом придуманном, в случае перинатальной потери). А также должна быть описана жизнь родителей после ухода ребенка. Если финал печальный и герои сказки остаются в состоянии горя, сказка перерабатывается заново.
При рождении ребенка с особыми возможностями здоровья основной акцент делается на его успешную жизнь в этом мире и то, как его родители могут ему помочь. Родителям необходимо осознать, что у них есть возможность дать ему счастливое детство и жизнь, увидеть в нем уникальную личность, подарить любовь и заботу, помочь ребенку адаптироваться к социальным условиям жизни.




Задача психолога:
1. создать безопасную среду для родителей и их родственников, испытывающих горе потери.
2. оказывать поддержку родителям и их родственникам на каждой стадии горя.
3. помочь родителям найти ресурсы – источник новых сил в них самих, в мире
(в семье, в ближайшем окружении, в социуме).
4. помочь выстроить новую картину мира родителям и их родственникам. 
5. помочь родителям проживать жизнь без защиты, щита от травмы.
6. способствовать формированию новой модели поведения и реагирования на жизненные ситуации.
Очень важно провести клиента через все этапы горевания с помощью арт-терапии, вывести на новый старт в новых условиях жизни. Это может быть и желание родить еще в будущем (это должно быть желанием клиента, а не «советом» психолога), или это могут быть возможности, которые открываются перед родителями с особыми детьми. Как социальные так и личностные. Длительность терапии зависит от того, насколько быстро и эффективно клиент проходит все стадии горевания. В терапии может участвовать не только мать, но и вся семья.
Таким образом, методики арт-терапии дают возможность мягкого выхода из кризиса и возможность вернуться к полноценной жизни без последствий и осложнений.

P, S. Данная статья опубликована в сборнике статей в рамках международной конфереции по арт-терапии в Санкт- Петербурге 29-30 ноября 2018
автор Сорокина С.С.





 



Что интересного на портале?