Архетипические фокусы как метод работы с симуляционной средой Общества Потребления.

 

Архетипические фокусы.

 

  Невидимый туман симуляции пронизывает внутреннее и внешнее пространство жизни современного человека, затрагивает буквально все аспекты нашей жизни, начиная от восприятия окружающей нас действительности и системы межличностных отношений, и заканчивая изменением системы международных отношений и сменой культурно-цивилизационного кода так называемых – развитых стран. Зачастую он выступает естественной преградой для обретения «целостности» души современного человека. Система симуляционнного искажения (симулякры Ж. Бодрийяр) окружающей нас реальности естественным для нее образом выступает противником человека, желающего жить «реальной» жизнью - жизнью, которая не совершенна и не идеальна, но лишена искажения реальности, а, следовательно, дает возможность человеку обретения и осознания собственного смысла существования, и пусть не большой, но реальный, идущий из самой глубины человеческой души, шанс обретения счастья. Не преодолев окутывающий каждого из нас симуляционный кокон, мы не можем с уверенностью рассчитывать и на успех психологического лечения.

Итак, учитывая сложившиеся обстоятельства, на мой взгляд, психологи вынуждены выработать эффективную форму взаимодействия с симуляционной реальностью. Целью этого взаимодействия должно выступать, прежде всего, создание благоприятных условий для «отрыва» человека от симуляционной реальности. Для решения этой амбициозной задачи, я обратился к опыту области, по косвенным признакам решающей схожую проблему уже достаточно долгое время.

Иллюзионизм, называемый иногда магия — вид исполнительского искусства, который характеризуется использованием ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры для создания иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов. Название происходит от французского слова «illusionner» — «вводить в заблуждение». Иллюзионисты (фокусник, факир) — артисты, демонстрирующие фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях. Фокус или иллюзия — номер иллюзиониста, демонстрирующий необъяснимый эффект, «чудо».

Искусство иллюзии восходит к древности, когда приёмы и техника манипуляции сознанием людей стали использоваться не только для управления ими (шаманы, жрецы и вожди), но и для развлечения (факиры). В средние века на ярмарках появились профессиональные артисты — кукольники, фокусники, применяющие различные механизмы, карточные фокусники (шулеры). Во второй половине XVIII века приобрёл широкую популярность «Турок» Вольфганга фон Кемпелена, основанный на «иллюзионе» — публике было неизвестно, что в этом шахматном автомате был спрятан сильный шахматист. В конце XIX века стал знаменитым Гарри Гудини, создавший идеи многих иллюзионных аппаратов. В XX веке иллюзионисты работают в цирке, на эстраде, производится обучение искусству иллюзионизма. Артисты создают шоу, построенное на сложных физических эффектах, используют различные технические приспособления и т. д.

  Казалось бы, при чем тут фокусы? Ответ становится очевиден, если попытаться взглянуть на эту область человеческой деятельности не буквально, а, так сказать, через призму аллегории. По сути, задача фокусника в иллюзионе – увести человеческое сознание из мира реальности в мир иллюзий, т.е. в другой мир, со своими законами и правилами. Свою иную реальность фокусник создает в отведенном ему временном окне, ограниченным временем выступления и в специально организованном им пространстве. По окончании выступления, стряхнув иллюзию, наше сознание возвращается в свое обыденное состояние. Но во время выступления, оно (сознание) очаровано и способно «поверить» (воспринять) в любые чудеса, которые только способен продемонстрировать фокусник. В нашем же случае, использовав сами принципы, на которых построен иллюзионизм, я пытаюсь добиться прямо противоположного. Очаровывая сознание человека (сбивая его с толку), я, как психолог, получаю шанс «обмануть» симуляционность сознания и, пусть на короткий срок, втянуть его в состояние ощущения реальности. Где уже далее осуществляется глубинная работа, не омраченная манипуляциями симуляции.

         Исходя из выше сказанного, я определил архетипический Фокус как способ снятия симуляционного воздействия симулякров, теоретически базирующийся на концепции коллективного бессознательного К.Г. Юнга, реализующийся через символические (бессознательные) действия (приемы) в виде игр и ритуалов. Фокус способствует обретению (восстановлению) психологической целостности через обретение образа «реального» мира, а, через него, и приближению к глубинному пониманию образа истинного «Я» человека.

Фокус – это способ взаимодействия с миром симулякров. Это универсальный инструмент обмана этого мира и возможность воздействовать на участников тренинговых групп и их архетипических «демонов»(комплексы, негативные жизненные сценарии итд.), преодолевая защиты мира иллюзий. Как фокусники, я обращаюсь к фокусам, имея дело с общечеловеческим иллюзионом(общество потребления и его симулякры). Таким образом, я использую оружие врага против него самого.

  Необходимым условием фокуса является выявление доминирующего архетипического типа у участников (зрителей) фокусного представления (тренинга) и далее привлечение участника с конкретным архетипическим типом для реализации фокуса на заданную архетипом тему.

 

Задачи фокусов.

  • Создание условий, при которых происходит интенсивное, ограниченное по времени отделение сознания человека от симуляционной среды симулякров.
  • Способствование осознанию участниками фокусов собственного доминирующего архетипического типа.
  • Формирование простейших навыков внутренней работы с коллективным бессознательным через доминирующий архетипический тип.
  • Помощь в преодолении личностных кризисов.
  • Помощь в развитии творческих способностей.

Поскольку методика фокуса опирается на концепцию коллективного бессознательного К.Г. Юнга, я счёл возможным расширить свой взгляд для формирования фокуса, как непосредственно инструментария психологической работы. Я позволили себе обратиться к еще архаическим формам психологической работы, таким, как шаманизм, магия и т.п. – традиционно скептически принимаемым в научной психологической среде. В симбиозе архетипического типа человека и нетрадиционной для классической психологии сфере (для упрощения ее понимания мы назовем ее герметической) и получена та форма работы, что была названа мной – архетипическим фокусом.

  Мной было выработано 9 основных тем фокусов, каждая из которых связывается с тем или иным архетипом коллективного бессознательного.

Виды фокусов.

  • Социальные маски и коммуникации (Персона).
  • Личностный прорыв или разрушение деструктивных жизненных сценариев (Герой).
  • Взаимоотношения и любовь (Анима, Анимус).
  • Обретение мудрости, понимания, смыслов (Мудрец).
  • Личностная трансформация (Смерть-Трансформация).
  • Ассимиляция непринимаемого (Тень).
  • Обретение даров -ресурсы (Мать и Отец).
  • Обретение утраченной спонтанности (Ребенок).
  • Предопределенность жизненного пути (Архетип Судьбы).

           Выход из ситуации «без выхода» (Трикстер).

 

1 . Социальные маски и коммуникации (Персона).

   Данная тема, как вытекает из названия, призвана помочь участнику фокуса обнаружить наличие деструктивных социальных ролей (масок) и понять причины коммуникативных нарушений и, по возможности, изменить их следствия, влияющие на его собственную жизнь.

         2. Личностный прорыв или разрушение деструктивных жизненных сценариев (Герой).

Основной задачей данной темы фокусов выступает обретение энергетического потенциала (обнаружение скрытых психических ресурсов), которые позволили бы участнику фокуса преодолеть барьеры личностного развития, которые создают жизненные сценарии, воспринимаемые самим человеком как деструктивные.

     3. Взаимоотношения и любовь (Анима, Анимус).

Фокусы данной темы позволяют создать условия для переоценки своих отношений участником фокуса, определить для себя их поверхностность или глубину. Для участников же, лишь стремящихся к отношениям, эти фокусы могут позволить обрести видение или путь, следуя по которому, участник может обрести шанс на свое счастье в отношениях.

   4. Обретение мудрости, понимания, смыслов (Мудрец).

Задачей фокусов данной темы является формирование условий, при которых участник фокуса получает возможность доступа к внутренним психологическим ресурсам, выраженным, прежде всего, в интеллектуально-логической сфере, «очищенной» от эмоционально-чувствительной окраски. Эти фокусы могут способствовать принятию жизненно важного решения без эмоций, что раньше мешали этому решению.

   5.Личностная трансформация (Смерть-Трансформация).

Как следует из названия, задачей фокусов данной темы выступает создание условий, позволяющих осознать наличие необходимости изменений для участников фокуса и (или), если необходимость осознанна, способствовать формированию внутренних установок, способных помочь участнику в достижении желаемых целей (изменений).

6.Ассимиляция непринимаемого (Тень).

Фокусы данной темы призваны, прежде всего, помочь участнику фокуса наладить внутренний контакт с той частью психики, которая им или не осознается и (или) не принимается. Организация внутренней коммуникации между сознанием участника фокуса и этой непринимаемой (неосознаваемой) по каким-либо причинам частью психики позволит, во-первых, получить новый, до этого момента скрытый от него ресурс, а, во-вторых, эта внутренняя коммуникация позволит участнику получить шанс на обретение в следствие этой работы внутренней гармонии.

     7.Обретение даров - ресурс (Мать и Отец).

   Основной задачей фокусов обретения даров является способствование доступа участнику фокуса к внутренним ресурсным центрам собственной психики. Поскольку данная тема для фокусов часто является завершающей в выступлении фокусника, то ее дополнительной задачей является создание ресурсной атмосферы не только для участвующих в фокусе, но и для зрителей.

               8.Обретение утраченной спонтанности (Ребенок).

Фокусы данной темы позволят участнику фокуса вспомнить ту инстинктивно естественную спонтанную жизнь, которой он жил, когда был ребенком. Вспомнив, он может позволить себе научиться использовать энергетику детской спонтанности с ее ярким восприятием окружающего мира в своей взрослой жизни.

             9.Предопределенность жизненного пути (Архетип Судьбы).

Задача данной темы фокуса – дать возможность участнику фокуса понять внутреннюю (архетипическую или бессознательную) стратегию формирования его жизненных сценариев, его взаимоотношений, и всех принимаемых им самостоятельных решений. А также позволить осознать влияние этой стратегии, которая до сих пор ускользала от сознания участника фокуса.

Отдельной темой выступает выход из ситуации «без выхода» (Трикстер). Поскольку архетипическая позиция Трикстера (фокусника) согласуется с общей целью фокусов, то фокусы данной темы не выделяются отдельно. Они интегрируются в общий ход выступления фокусника (тренера, психолога) и являются инструментарием для формирования общей канвы выступления (тренинга).

  Темы фокусов напрямую связаны с психологической проблематикой у их участников. В большинстве случаев тема предлагается фокусником (тренером, психологом) или одним из участников группы, для которого данная тема является болезненной.

Преодолеть состояние изоляции и растерянности, характерное для современного человека, помочь ему найти свое место в великом потоке бытия, сделать так, чтобы он сумел обрести целостность и, тем самым, осознанно, по собственной воле, соединил свою светлую, сознательную сторону с темной и бессознательной — таковы, на мой взгляд, смысл и важность создания методики архетипического фокуса, как определённой формы внутренней духовно-психологической практики современного человека, способной реализоваться на его сцене жизни. Ведь чем, как не игрой жизни предстаёт перед нами человек под влиянием доминирующего архетипа, как актёр, ведомый невидимой зрителю рукой режиссёра? И чем, как не духовной практикой выступает попытка человека понять смысл этого архетипического влияния?


Что интересного на портале?