Анализируем источники Силы. 5. Красота

Красота – это страшная сила.

Современная поговорка.

Конечно, все знают, что Красота – это страшная сила и еще про то, что красота спасет мир. Но почему? Давайте попробуем разобраться.

Красивое – значит живое

Лично для меня Красота – один из важнейших источников жизненной энергии. Потому что Красота – отлично экономит силы. Красота еще более эффективна, чем слово «нет». Ведь мы сразу видим: «красиво-не красиво». Сразу, мгновенно. И это отлично сберегает энергию – просто не делай то, что не красиво, не имей дела с уродливым, отвратительным (ведь именно «отвратительный» является антонимом слова «красивый»). Все мы хотим быть белыми и пушистыми, а не грязными и лохматыми. Потому что сама Жизнь – красива, потому что жизнь это гармония, правильное сочетание разнородных элементов. То есть – стремление к Красоте, это естественное, органичное свойство Жизни. Красота – это наше главное оружие против Энтропии – хаоса, разложения, распада, смерти.

«Свой-чужой»

У каждого из нас, как живых существ – есть встроенный датчик красоты. Мы всегда можем отличить – что красиво, а что – безобразно. Этот датчик нужен нам как система распознавания «свой-чужой» на военных самолетах. У одних людей этот датчик грубой настройки, у других – тонкой, но он обязательно есть. Я думаю, что Ф.М. Достоевский, когда говорил, что красота спасет мир – имел в виду именно это внутреннее чувство, которое, благодаря своей «прошивке на уровне биоса» у большинства людей будет посильнее, чем моральный «закон внутри нас».

Истоки Красоты

Важнейшую роль в эволюции человечества сыграл принцип полового отбора – когда самые красивые самки получали преимущество в продолжении рода, а шансы самых страшных женщин - были минимальны. И, таким образом – поколение за поколением отшлифовывалась наша внешность, чтобы получились такие красивые и прекрасно выглядящие люди – как мы! Именно в половой привлекательности кроется секрет силы Красоты – т.е. она не только делает желанным другого человека, но и за миллионы лет меняет радикально сам род людской.  В этом и заключается ее страшная сила. Но почему это так важно для полового отбора – быть красивым? Почему не самым умным, почему не самым сговорчивым или массивным? Ответ прост: антропологи выяснили, что в правильных пропорциях женского тела (размер груди, сочетание талии и бедер) – закодирована информация о способности этой женщины к вынашиванию и рождению здорового потомства. Таким образом – изначально Красота имела очень функциональную природу.

Примитивная Красота

Самая примитивная форма красоты – это симметрия. Т.е. похожее расположение частей – справа и слева, сверху и снизу. Вообще в дикой природе мало встречается симметричных вещей, но если они встречаются, то, как правило – сразу обожествляются, сакрализируются. Именно в силу своей редкости. Нас не завораживают разбросанные как попало камни на берегу – нас завораживают симметричные цветные стеклышки в калейдоскопе. Тем более – многократно симметричные.

Опять-таки множество экспериментов показало, что люди в большинстве своем считают красивыми симметричные лица и тела. А, вот, как раз асимметрия чаще всего воспринимается как уродство. Опять-таки за этим скрывается генетическое кодирование. Если организм симметричен – значит, он развивался правильно и, скорее всего – здоров. Если же его скрутила болезнь – то это мы сразу распознаем. Тут уж не до размножения, как правило, потому что уродство обычно вызывает отторжение на физиологическом уровне.

Итак – симметрия, правильные пропорции – это основа человеческих представлений о красоте и именно потому, что за этими соотношениями скрываются какие-то особенные, важные преимущества.

Каноны Красоты

Хотя мы знаем, что изначальные представления о Красоте имели под собой жажду выживания и желание обладать привилегиями перед другими – но при этом мы помним, что каноны Красоты всегда меняются. Почему человечество проделало такую впечатляющую эволюцию представлений – от многослойных свисающих животов и необъятных бедер «палеолитической Венеры» до современных анорексичных моделей, похожих на куклу Барби в человеческий рост?

Чтобы ответить на этот вопрос – нужно вспомнить об изначальной функциональности кодирования генома с помощью Красоты. В случае с «палеолитической Венерой» - мы считываем информацию, что женщина хорошо питается и хорошо усваивает пищу, накапливая ее в своем организме – что весьма важно в условиях первобытного голода. Также ее прекрасные формы сообщают нам, что есть еще настоящий мужчина (а, скорее – не один) – кто может обеспечить такую прекрасную девушку нормальным питанием, чтобы она ни в чем не нуждалась и занималась своим предназначением – продолжением рода в промежутках между приемами пищи.

Но за прошедшие века и тысячелетия представления о женской красоте изменились и теперь, восторженно глядя на модель в стиле куклы Барби – мужчины понимают, что она настолько красива, что может себе позволить недоедать, чтобы заботиться только о своей красоте. И если она сама себя ценит так высоко, то только очень сильный и обеспеченный рыцарь может завоевать сердце такой самодостаточной красавицы. При этом нельзя сбрасывать со счетов законное подсознательное желание, завоевав – накормить нормально свою избранницу.

Есть и еще один важный механизм моды, т.е. меняющихся представлений о Красоте: это необходимость выделить, отличить, сделать особенным новое поколение, девушек и юношей, достигших «брачного возраста». То есть – это тоже один из вариантов системы распознавания «свой-чужой». Все-таки даже с очень сильным воображением трудно представить, чтобы старшеклассницы носили такие же прически и также одевались бы как их школьные учительницы - ровесницы их родителей. Именно поэтому мода – очень поколенческая вещь. И, в отличие от ценностей – она наглядна, визуальна. Но то, что является прекрасным для одного поколения – для поколения их детей может выглядеть как ужасное и смешное.

Признак Божественного

Итак, изначально Красота – весьма функциональная вещь, позволяющая отбирать наиболее красивых самок и наиболее сильных самцов. И в ее основе лежит принцип симметрии. И еще мы выяснили, что представления о красоте сильно эволюционируют – вместе с развитием человечества. Но в какой-то момент развития нашего вида – происходит отрыв представлений о Красоте от его материального субстрата, прежде всего от телесного уровня. То есть Красота как принцип, как представление о гармонии начинает жить сам по себе, становится абстрактным, отвлеченным от плотских вопросов. И тогда Красота становится символом Высшей Гармонии, то есть сообщает нам о присутствии в нашей жизни Абстрактного, то есть Божественного начала. Назовите мне хотя бы одну религию, в основе которой не лежали бы представления о Гармонии, о Красоте, о Прекрасном? Этого нельзя сделать – потому что именно Красота является своего рода точкой входа в мир абстрактных, чистых сущностей. Ведь представления о прекрасном есть у каждого человека, хотя бы на интуитивном, подсознательном уровне. Именно к этому уровню апеллируют клерикалы, чтобы сформировать у паствы моральные установки. Именно поэтому во многих церквях так красиво – потому что путь к Богу лежит через чувство прекрасного (т.е. симметричного и функционального)). Те, кто видели иконы Андрея Рублева или потолок Сикстинской капеллы работы Микеланжело – не могли не почувствовать, что эти работы «богодухновенны». Стоунжендж, конечно – тоже прекрасен, но он создавался в совсем другую эпоху и немногие могут увидеть в нем ту же Вселенскую Гармонию, что и в Соборе Святого Петра в Риме.

Вот этим присутствием Божественного начала в Красоте и объясняется ее мощнейшая сила. Очень многие люди посвятили всю свою жизнь служению Красоте. И миллионы людей преклоняются перед их талантами. Потому что через Красоту им открывается Божественное, а значит источник неиссякаемой Вечной Силы.

Алексей Фисун