Алгоритмы достижений. Часть 3. Ронин.

 

Психология успеха. Часть 3. Ронин

 

Друзья! 

Перед вами третья статья моего блока «Психология успеха». И вполне ожидаемо, что и в этой статье я буду писать на тему того, что же такое успех и как его добиться. Но прежде, чем я начну, позвольте поведать вам одну историю… Я хочу, чтобы прямо сейчас ваше сознание переместилось далеко-далеко... Назад…в пространстве и времени. Куда? – спросите вы. – В средневековую Японию.

 

Остров Хонсю. Япония. 1573 год.

 

Я знаю. Ваше воображение уже туда переместилось и уже начало рисовать картинку. Так позвольте же мне добавить некоторые детали.

 

Вот вы на месте. И что же вы видите? Прямо перед вами виднеется одинокий пик горы Фудзияма. Гора достаточно далеко. Вы не можете определить точное расстояние до нее, однако, для того, чтобы рассмотреть этого величественного каменного исполина вам даже не нужно поднимать голову. Достаточно всего лишь поднять глаза на уровень 15-20 градусов.

 

Уже утро. И, несмотря на то, что еще сумерки, огненный шар солнца, медленно плывущий с востока на запад, уже коснулся своими лучами заснеженного пика Фудзиямы, отчего тот светится подобно бриллианту в украшении достойном самого Императора.

 

И вы стоите. И чувствуете, как в спину задул прохладный ветерок, принесший за собой сладковатый запах цветов и целых ворох лепестков сакуры.

 

На дворе конец марта. Сакуре еще рано цвести... Но в последние недели стояла теплая погода. И теперь вы стоите один посреди целого поля бело-розоватых цветов. Вы стоите один, в тишине и покое, наслаждаясь утренней прохладой и свежестью.

 

И вот солнце поднялось еще выше. И его мягкие и теплые лучи плавно касаются головы, спины, ног… Уже не холодно, но и не жарко. И вы чувствуете тепло…мягкое тепло.

 

Побудьте там некоторое время… Вы можете даже прерваться на пару минут и закрыть глаза… Это всего лишь игра воображения, но даже игра может подарить вам то самое глубокое чувство покоя и безмятежности…

 

И вы стоите… Но вдруг ветер переменился. Задул вам в лицо. Исчезла свежесть и сладковатый запах цветов, на смену которому мгновенно пришел металлический запах крови. И вы видите то, чего не видели раньше. И вдруг вы понимаете, что стоите посреди поля битвы. Вы видите поломанные тела. Истыканные стрелами спины. Выпавшие из рук мечи. Лица, навсегда застывшие в предсмертной агонии… Легкий холодок прокрадывается вам в сердце. Вы ищите взглядом живых, но никого не находите…

 

И вдруг, прямо за вами раздается тихий плач. Вы резко оборачиваетесь и видите одинокого воина, сидящего на земле в нелепой позе и прижимающего к груди окровавленное тело. Этого воина зовут Миамото Мусаси. Он самурай. Самурай, плачущий над телом павшего сюзерена…

 

Миамото знает, что согласно кодексу чести, он, как самурай, потерявший своего господина, обязан совершить сеппуку (ритуальное самоубийство). Но Миамото хочет жить. Ему еще рано умирать. И не смотря на зов чести, он не в силах закончить жизнь как настоящий самурай. И кто он теперь? – Ронин. «Блуждающий человек». Самурай, потерявший своего господина. Человек без цели... Человек без чести…

 

Миамото встает, бросает свои мечи и нетвердой шатающейся походкой отправляется на восток, в сторону Тихого океана. Отныне он Ронин. Человек, обреченный до конца своих дней страдать от стыда…

 

 

Конец первого акта (в духе фильмов Тарантино)…

 

 

А теперь взбодритесь! Переходим к делу!

 

Пару недель назад я смотрел один из видеороликов Радислава Гандапаса, и наткнулся на один очень интересный момент, который я даже процитирую:

 

«...В депрессии человек не может сформулировать цель жизни. Если цели в жизни нет, то психическая энергия вырабатывается в очень ограниченном количестве, необходимом только лишь на поддержание жизнедеятельности.
Отчего все смотрят на успешных людей и удивляются: откуда у него столько энергии? Что за энерджайзер? - Да у него цель есть!


Люди потеряли ориентиры:
- Что дальше?
- Куда ты хочешь стремиться?
- Какую жизнь ты хочешь выстроить?
- Кем ты хочешь быть?
- Сколько ты хочешь зарабатывать?
- Как ты хочешь жить?
- С кем ты хочешь жить?
- Как ты хочешь проводить свой досуг?

- На что ты больше не будешь тратить свое время и силы?


Это как разница потенциалов у батарейки. Разница между "-" и "+" создает энергию. Точно также разница между тем, что есть и тем, чего ты хочешь добиться, создает ту самую энергию.


А если то, чего ты хочешь добиться равно тому, что ты и так имеешь, то разница потенциалов равна нулю. И энергия равна нулю...»

 

И знаете, что я сделал? Я выписал все эти вопросы на бумагу с тем, чтобы на них ответить. Хотите знать результат? – За 2 недели я так и не приступил к ответам… И это всерьез меня обеспокоило! Особенно после того, как я весьма бодро закончил свою автобиографическую статью «Неудачам вопреки», мол: «Э-ге-гей!! Все круто! Вперед и только вперед!». Так в чем же дело? Вернулась депрессия? Сопротивление? Как психолог, постоянно занимающийся самолечением, я понял, в чем дело. Хотите знать ответ? – Сценарий. Вот, что я упустил.

 

В психологии есть такой раздел:  называется «Сценарии жизнедеятельности». Суть его в том, что каждый из нас в различные периоды своей жизни обусловлен одним из семи основных сценариев. И лично мой называется «Открытый конец». Этот сценарий запускается у человека в момент особо тяжелых ситуаций (банкротство, развод, смерть близкого человека, болезнь, увольнение, даже выход на пенсию) и характеризуется следующим убеждением: «Моя роль окончена, и я не знаю, что теперь делать».

 

И вот странный парадокс. Вроде бы и знаю, что делать, но все равно, сценарий запущен. Так кто же я? Человек, которому не хватает самодисциплины? Или «Ронин» - «блуждающий человек» без цели, действующий согласно своему сценарию?

 

 

Конец второго акта…

 

 

В середине XX века Эрик Берн, основатель школы трансактного анализа, провел грандиозное исследование, в ходе которого изучал жизни людей из разных стран, представителей разных культур. Его работа показала, что, несмотря на кажущееся многообразие событий, отношений и жизненных историй, можно выделить всего пять базовых, архетипических сюжетов, которые, как правило, воспроизводятся людьми неосознанно и имеют четкую логику развития. У сценария может быть как хороший, так и плохой конец, но все они одинаково не дают человеку прожить свою жизнь наиболее полно.

 

Кроме того, Берн обнаружил, что жизненные сценарии были детально описаны задолго до того, как он сформировал свою теорию, – например, в древнегреческих мифах. Чтобы упростить терапевтическую работу, Берн стал использовать имена древнегреческих персонажей и соответствующие им мифы для определения сценариев: Сизиф, Тантал, Геракл, Арахна и Дамокл. Эти же сценарии иногда называют по-другому: «Почти», «Никогда», «Пока не», «Всегда» и «После».

 

 «Сизиф» («Почти»)

 

Сизиф прогневал вспыльчивых греческих богов и был навечно обречен вкатывать на гору огромный камень. Каждый раз, когда он почти достигал вершины, камень выскальзывал у него из рук и устремлялся вниз к самому подножию.

 

Действуя по схеме «Почти», человек наших дней говорит, подобно Сизифу: «Я почти достиг успеха». Живя по такому сценарию, он проигрывает один и тот же сюжет: стремится к результату, но почему-то не доводит дело до конца – успех всегда ускользает от него в последний момент.

 

Существует два типа этого сценария. Описанную выше схему называют «Почти первого типа». В случае «Почти второго типа» человек добирается до вершины, но вместо того, чтобы, вкатив свой камень на гору, сесть и насладиться видом, он, даже не заметив, что достиг цели, отыскивает взором гору повыше и тут же начинает толкать камень на нее. А затолкав его туда, озирается в поисках новой вершины. 

 

Тот, кто живет по схеме «Почти второго типа», нередко добивается значительных успехов в своих начинаниях: с отличием оканчивает школу и без экзаменов поступает в университет, еще до защиты диплома, начинает готовиться к поступлению в аспирантуру, защитив кандидатскую, становится членом научного общества. Коллеги отзываются о его продвижениях с уважением и завистью. Однако, ощущения, что он чего-то достиг, у такого «Сизифа» так и не появляется. Он начинает писать докторскую, уверенный в том, что работать надо еще больше, а времени ни на что не хватает. В итоге, несмотря на нелегкую трудовую жизнь, Сизиф так и не расстается с чувством: «Я все еще не достиг успеха».

 

«Тантал»  («Никогда»)

 

Живущий по этому сценарию человек уверен: «Я никогда не получу то, чего действительно хочу». Мечтая, например, научиться играть на музыкальном инструменте, он даже не попытается брать уроки, так как считает, что у него нет спо­соб­ностей.

 

Этот сценарий можно описать древнегреческим мифом о Тантале, обреченном вечно стоять по горло в воде. Над его головой свисала ветвь с плодами, но он не мог утолить ни голода, ни жажды, потому что вода опускалась, стоило ему попытаться сделать глоток, а ветвь уклонялась, стоило протянуть руку.

 

Подобно Танталу, человек, живущий по сценарию «Никогда», не может получить то, чего ему не хватает, хотя, в отличие от ми­фи­че­ско­го героя, в состоянии сделать шаг в нужном направлении, но не делает.

 

«Геракл» («Пока не...»)

 

Древнегреческий герой Геракл должен был выполнить целый ряд трудных задач, одна из которых состояла в очищении Авгиевых конюшен от гор навоза.

 

Жизненную позицию человека, который живет по сценарию «Пока не», можно описать установкой: «Я не могу иметь то, что я хочу, пока не заплачу за это высокую цену». Далее возможны варианты на тему: «Я должен до конца понять себя, прежде чем что-либо в себе менять». «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать». «В следующей жизни мне воздастся». «Когда дети вырастут и покинут дом, я смогу отдохнуть и займусь тем, чем мне всегда хотелось заняться».

 

Сценарий проявляется на всех уровнях – от осо­зна­ва­ния жизни в целом до сиюминутных высказываний. «Геракл», например, может прервать себя в середине предложения, чтобы вставить еще одну пришедшую на ум мысль, реализуя таким образом формулу «Прежде, чем я смогу закончить, я должен упомянуть все».

 

«Арахна» («Всегда»)

 

Человек, действующий по схеме «Арахна», задается вопросом: «Почему со мной всегда это случается?»

 

В соответствующем древнегреческом мифе искусная ткачиха Арахна несколько опрометчиво вызвала на состязание в ткаческом ремесле богиню Афину. Оскорбившись, та превратила ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину. 

 

Люди, которые живут по сценарию «Всегда», могут постоянно менять одни не удовлетворяющие их отношения (работу, место жительства и так далее) на другие, удовлетворяющие не в большей степени. Один из вариантов этого сценария состоит в том, чтобы придерживаться первоначального не слишком удачного выбора, вместо того, чтобы найти что-то получше: «Мне мало что дала работа с этим психотерапевтом. Да ладно, буду, наверное, и дальше ходить к нему – глядишь, может, чего и выйдет». Базовое убеждение: «Я должен всегда оставаться в этом (этой ситуации)».

 

«Дамокл» («После»)

 

Этот сценарий представляет собой «перевертыш» сценария «Геракл». Человек, действующий по этой схеме, живет под лозунгом «Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду дорого за это заплатить»:

 

«Отличная вечеринка! Но завтра голова у меня будет раскалываться».

«После женитьбы жизнь превращается в одну сплошную обязанность».

«Мне нравится вставать с первыми лучами солнца, но к вечеру я устаю». 

 

Люди, которые живут по сценарию «После», нередко строят предложения так, как показано в приведенных выше примерах. Предложение начинается «за здравие». В середине его появляется слово «но». Окончание произносится «за упокой».

 

Этот сценарий можно проиллюстрировать мифом о древнегреческом царе Дамокле, который во время грандиозного пира внезапно обнаружил меч, висящий на конском волосе над его головой.

 

Человек, живущий по схеме «После», веселится сегодня по принципу «один раз живем!», ожидая неизбежного наказания завтра и пребывая в полной уверенности, что «дамоклов меч» обязательно упадет.

 

«Открытый конец»

 

А это именно тот сценарий, про который я говорил вначале. Базовое убеждение:«Моя роль окончена, и я не знаю, что теперь делать».

 

Почему жить по сценарию плохо?

 

Да потому что...

 

...Вы думали, я сейчас скажу что-то умное? - Нет. Мне кажется и так все понятно. Сценарий – это обусловленность. А любая обусловленность мешает нормально жить. Пока мы обусловлены сценарием, мы притягиваем к себе именно то окружение и именно те обстоятельства, которые оказывают нам «помощь» в осуществлении наших «планов».

 

Освободиться от сценариев необходимо, однако это не так-то просто. Главное – должна возникнуть внутренняя потребность это сделать.

 

И вот опять, к сожалению, я не могу вам продемонстрировать целый модуль сценарного разобусловливания. Это бы заняло слишком много времени и слишком большого объема страниц печатного текста. Но!.. Вы уже знаете технику смены убеждений, поэтому я могу вам продемонстрировать то, какие новые убеждения можно сформировать взамен старых, применительно к сценариям.

 

 

Конец третьего акта…

 

...Сотни и тысячи одиноких путников и скитальцев веками стекались со всей Японии в храм у подножия горы Фудзияма. Многие сотни километров люди шли туда лишь затем, чтобы преклонить колени перед обычным серым камнем, сиротливо покоящимся прямо в центре бело-розового сада. Туда, где похоронен человек, основавший этот храм… Туда, где покоится одинокий ронин, Миамото Мусаси. Человек, испугавшийся смерти лишь однажды, но подаривший жизнь великому множеству… Человек, отказавшийся от своего сценария…Так кто же он? Трус? Человек без чести? Или же тот, кто по праву может считаться достойнейшим из людей?

 

 

С Наилучшими пожеланиями,

Владимир Посмыгаев

 

2016-07-12
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?