Первыми признаками психического неблагополучия являются неврозы и невротические реакции.
Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Тревожность может выступать как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни четкого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего - Я.
Тревожный ребенок становится социально - дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становится хамелеоном по принципу: «Я — как все». Он может стать и агрессивным, потому что агрессивность снижает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т. д. При усилении тревоги у человека появляется ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, невозможности избежать опасности. Наиболее высокий уровень тревоги — тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске выхода и ожидании помощи.
Индивидуальная работа с тревожными детьми имеет самый общий алгоритм, который наполняется важным именно для этого ребенка ситуационным содержанием.
Содержание работы детьми направлено на формирование общения, на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Параллельно с этим идет направление по ликвидации причин, вызвавших тревожность, развитие умения справляться с повышенной тревогой.
Для формирования поведения важное значение имеет развитие способности к целеполаганию, а это в свою очередь, требует развития рефлексии. Направление работы психолога с тревожными детьми - научить детей не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть.
Можно выделить несколько этапов направленных на психологическую помощь детям с высоким уровнем тревожности:
Консультация родителей и предоставление им рекомендаций, разработанных именно под их случай.
Диагностика ребенка.
Основная работа с ребенком. Сюда входят специально подобранные упражнения на актуализацию тревоги, ее разрядки (уничтожение и преобразование), выработка новых стратегий поведений.
Закрепление результатов. Работа строится на повышении самооценки и его уверенности в себе и своих силах.
При необходимости, после индивидуальной коррекции предлагается включение в тренинговую группу развития коммуникативных навыков и уверенного поведения.
Итоговая консультация с родителями, выработка стратегий поведения и общения с ребенком на будущее.
Для подростков с повышенным уровнем тревожности требуется целенаправленная коррекционная работа, что предполагает развитие рефлексии, т. е. самопознания внутренних психических актов и состояний, а также формирование устойчивой положительной самооценки. Задача, которую должен решить тревожный подросток школьного возраста, заключается в поиске для себя «островка безопасности» и его укреплении. Чтобы подросток смог четко обозначить границы своих негативных чувств, необходимо создать условия, при которых он смог бы выговориться, превратить чувства в образ. Таким образом, выше перечисленный список дополняется возможностью прохождения индивидуальной психотерапии.
Основные этапы индивидуального консультирования тревожных подростков включают в себя:
Поддержание или восстановление позитивного самоотношения
Анализ проблемы, ее проявления, определение провоцирующих причин
Постановку позитивной цели, описание желаемого поведения
Описание конкретных достижений через заданные отрезки времени
Уточнение параметров желаемого результата
Определение возможностей и ресурсов, а так же союзников, тех, кто может помочь в достижении цели
Проработку возможных возвращений к старым формам поведения
Ожидаемые результаты:
уменьшение уровня тревожности
повышение интереса к обучению
снижение проявлений тревожности в сфере межличностных контактов.
улучшение взаимоотношения с о взрослыми и сверстниками.
социализация ребенка в коллективе
повышение активности как в учебной, так и в общественной деятельности
снижение уровня напряженности, неврозов, количества заболеваний
обучение навыкам конструктивного поведения, способам саморегуляции.
Групповая работа с тревожными детьми.
Главной целью тренингов является создание условий для снижения тревожности до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.
В тренинге мы обучаем способам осознания и отреагирования эмоций, способствуем повышению самооценки, повышаем коммуникативную культуру.
К основным условиям эффективности программы необходимо отнести создание максимально безопасной атмосферы в группе и соблюдение конфиденциальности. Работа с группой стоится без применения «гипноза», «внушения», «кодирования» и т.п., то есть с помощью недирективных методов.
Для каждой возрастной группы составлен свой, отдельный тренинг с упражнениями подобранными в соответствии с возрастом, возможностями и умениями. Каждая программа рассчитана на 10-12 занятий. Если специфика группы требует проработки какой-то темы, программа может быть скорректирована с помощью дополнительных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 1-2 часа. Группа состоит до 10-12 человек.
Одна из форм помощи тревожному ребенку может стать содействие родителей. И для родителей мы предлагаем дважды посетить взрослую группу «Поддержка своего ребенка» в начале и конце детского тренинга. Это группа нужна для психологической работы, направленной на разрядку чувств и переоценку имеющегося опыта у родителей. Поскольку слово «поддержка»- понятие абстрактное, на группе мы проговариваем конкретные средства, с помощью которых ее можно оказывать, так, что бы это было значимо для Вашего ребенка. На группе Вы узнаете, что такое тревожность, ее проявления, влияние на качество жизни ребенка, расскажем о работе в детских группах, как детям живется в группе и что и зачем мы делаем. Родители, посещающие группу, получают необходимую им поддержку от тренеров и от других родителей, оказавшихся в подобной ситуации.