В конце сентября этого года прошла Пятая ежегодная конференция Российского общества человеко-центрированного подхода.
Я представлял на ней свой мастер-класс под названием «Зеркало безусловной любви».
Темой мероприятия я выбрал одно из ключевых понятий в человеко-центрированном подходе – «безусловное принятие».
Оно выступает противоположностью «условного принятия», о котором я писал в статье «Я не знаю себя: поддельная жизнь».
Карл Роджерс, известный американский психотерапевт, исследователь, основатель человеко-центрированного подхода образно говорил о «безусловном принятии» как о «любви без обладания», когда человек в любых его переживаниях и проявлениях воспринимается безусловно позитивно, когда ему нет необходимости соответствовать ожиданиям и оценкам другого человека, чтобы получать хорошее, позитивное отношение к себе.
Практику «безусловного принятия» и себя, и других людей нельзя назвать лёгкой.
Реальная жизнь полна условий, ограничений, оценок.
Каждого из нас с раннего детства воспитывали (так или иначе), оценивали (хорошо/плохо) и воспринимали в зависимости от того, выполняем ли мы предъявляемые условия.
Другой «системы координат» мы не знаем, как не знают аквариумные рыбки того, что где-то есть огромный океан.
Но если такой «океан» под названием «безусловное принятие» (или «безусловная любовь», если хотите) всё-таки существует, то как с ним соприкоснуться, как его почувствовать?
Этот вопрос стал задачей для меня, когда я придумывал содержание мастер-класса.
Я решил подойти к теме со стороны достоинств и недостатков, которые сам человек видит в себе.
Например, откуда я знаю, что во мне хорошего, а что плохого?
Как я это определяю?
Вероятно, в основном по реакциям, по изменению отношения ко мне со стороны окружающих меня людей.
Да, сейчас я взрослый человек, и у меня уже есть свой жизненный опыт, который говорит мне о том, что оценки и отношение окружающих часто совсем не связаны со мной, а скорее с ними самими, с их переживаниями и состояниями.
Но когда я был маленьким ребёнком, этого опыта и понимания у меня не было, и я естественно воспринимал себя только через «зеркало» окружавших меня взрослых.
Как они относились ко мне, таким я себя и видел, и так сформировались основы моей личности.
Соответственно, мои представления о моих основополагающих качествах, которые я могу оценивать как достоинства или недостатки, имеют под собой не очень-то надёжную основу.
Действительно ли то, что я считаю в себе достоинством, хорошо для меня?
Действительно ли то, что я считаю в себе недостатком, плохо для меня?
На местер-классе я предложил участникам разделиться на пары.
Первый номер рассказывает об одном из своих достоинств (всё, что считает нужным, важным сказать) и об одном из своих недостатков.
Задача второго в том, чтобы внимательно выслушать оба рассказа и поблагодарить первого и за достоинство, и за недостаток.
Однако благодарность не должна быть формальной!
Поблагодарить можно только в том случае, если второй действительно почувствовал её в себе.
Затем роли меняются.
Я не могу сказать наверняка, что именно происходило в парах участников, когда проходило упражнение.
Я этого не знаю.
Мне запомнилось общее обсуждение после упражнения.
Меня удивило то, что несколько человек, которые были в разных парах, высказались довольно похоже о своём пережитом опыте.
Не ручаюсь за точность, но для меня звучало примерно так: когда тебя принимают и с твоим достоинством, и с твоим недостатком, что-то внутри тебя словно объединяется в нечто целое…
Одна участница выразилась таким образом: «Я почувствовала свою самоценность!».
Уже после мероприятия ко мне пришла мысль: когда ты ощущаешь, что ценен другому человеку и с твоими достоинствами, и с твоими недостатками, то надобность в оценках (хорошо/плохо) просто отпадает.
Если другой ими не пользуется в отношении тебя, они и тебе самому без надобности.
Зачем аквариум, если есть Океан?