Агрессия: виды и способы работы

Агрессия… Что такое агрессия? Многие люди боятся агрессии и ее проявлений. Для них, агрессия это что-то такое страшное, неконтролируемое… это шквал эмоций, которые невозможно сдержать или остановить.

Различных проявлений агрессии очень много в нашем мире и на самом деле, агрессия – это более широкое понятие, чем многие думают.

Давайте попробуем  немного разобрать, что же такое агрессия.

Часто считают, что агрессия включает в себя какие-то определенные действия и всё. Ну, например, сосед по лестничной клетке на пустом месте нахамить может (раздражительность, вербальная агрессия), ну или, подраться любит или жену бьет, детей (физическая агрессия)… Тут сразу понятно. А вот что если человек, может быть даже близкий, например, обижается очень часто, да ещё и не разговаривает с Вами недели две… Его спрашиваешь, что случилось, а он нос в сторону (ну или в пол, или в потолок – главное, не к Вам), и молчит. Может даже сопеть начнет, плакать, но тайны о том, что случилось - не выдаст. Что это – агрессия или нет? Агрессия, однозначно. Только вот в такой завуалированной форме.

А негативизм? И его сюда же! Пример: ребенок или подросток, или взрослый (а почему бы и нет?), делает все наоборот или молча выслушивает просьбы и идет, и делает дальше то, что делал или собирался делать, даже не думая попробовать сделать то, о чем его просят. Или, например, попросишь его, взрослого/подростка/ребенка, что-то сделать… а он, раз, и забыл… Скорее всего, и не хотел делать с самого начала, но может быть отказать неудобно или невозможно даже… А как забыл? Сам удивляется – чудеса!

Хороший пример, дети. Например, просишь его не кричать, а у него как будто тут же второе дыхание открывается, и он начинает брать ноты еще выше, еще громче. Ну или, уборка игрушек, например. Не самое любимое детское занятие. Бывает, скажешь – убери, а он, человечек маленький, вместо того, чтобы убрать еще больше начинает разбрасывать демонстративно… да еще и в разные стороны… да еще и подальше… Красота! Хотя здесь важно не забывать, что попросить убрать – это тоже агрессия, но со стороны мамы.

Как видно, у агрессии много обличий.

Но вообще, как говорят гештальтисты, любой вопрос это уже проявление агрессии. Потому что мы проявляем себя в мире – нас вроде не было и задавая вопрос, мы уже проявляемся, внедряемся в этот мир, заявляем о себе, завоевываем пространство своё, внимание. И это, в определенном роде, агрессивная энергия, направленная на завоевание (места, внимания), очень хорошая энергия, без которой выжить невозможно.

Для чего нам нужна агрессия? В первую очередь, для роста, во вторую очередь, для защиты. То есть, полноценное развитие, понимание своих границ, возможностей, интересов, потребностей невозможно без проявления агрессии.  Например, ребенок говорит или всячески пытается показать родителям (если еще совсем маленький): «нет, я не буду/не хочу это делать».  Во время обеда мама пытается накормить ребенка, а он  плюётся цветной капустой или брокколи, например, (скорее всего, просто потому, что ему больше нравится тыква или кабачки или что еще), отпихивает ложку, уронил тарелку со стола. Ну! Здорово! Здорово, что ребенок может показать, что ему нравится, а что нет. Вполне здоровое проявление агрессии. И если мама будет более чувствительна к сигналам со стороны ребенка, то она гораздо раньше поймет и примет к сведению, что ребенку нравится, а что нет. И не придется отмывать кухню от брокколи и цветной капусты. И если задавливать эту агрессию, то в последующем, ребенок перестанет понимать и верить своим внутренним сигналам о том, что для него важно. Он перестанет себе верить («потому что мама знает лучше (что он хочет, что ему нравится, что ему нужно»), верить в свои силы и возможности. Так забрасываются первые семена «со…зависимости» - т.е. постоянной зависимости от другого.

Как может выглядеть работа с агрессий.

Первую работу проводят родители – с раннего возраста они учат ребенка проявлять свои чувства и эмоции. И агрессию в том числе. Хорошо, если родители не боятся проявления агрессии со стороны ребенка, видят ее, объясняют самому ребенку, что с ним происходит («ты, похоже, сильно злишься сейчас», «все люди злятся, так бывает. И я тоже») и говорят о том, как можно проявлять свою злость.

Проявлять свою злость необходимо. Для чего? А может, махнуть рукой на эту агрессию, а? Зачем усложнять себе жизнь, учить и учиться её выражать? Взял, сжал челюсти посильнее и пошел дальше. И вроде всё здорово. Тут сдержал, там сдержал, а потом раз – и «взорвался» на пустом месте. Или пришел домой и раздал, всё, что накопил и не проявил по адресу. Не очень здорово получается… Так еще пока копил, сколько сил на это потратил, в каком напряжении находился! И от этого напряжения то челюсть сводит, то рука-нога-спина заболит. А если долго так человек живет, то начинает он от этого напряжения «чахнуть», т.е. болеть.

В чем может заключаться работа психолога с переживаниями агрессии? Я могу предложить вылепить злость, агрессию из пластилина или из глины, нарисовать, сделать коллаж… и поговорить со своей агрессией.

В процессе беседы я поддерживаю агрессию клиента, в тех местах, где она была бы полезна и конструктивна. Часто приходится сталкиваться с тем, что для клиента становится открытием, что в той или иной ситуации он имел право злиться и его злость была адекватной реакцией на то, что с ним происходило.

Важной частью работы с агрессией является работа с телом (с любыми телесными проявлениями, симптомами). Тело всегда и везде сопровождает нас – от зарождения до смерти. И несет в себе всю информацию о том, что с нами происходило на протяжении всей нашей жизни. Важно учиться использовать этот ресурс. Часто случается так, что человек чувствует, что злится, эмоционально чувствует. А вот, то, что происходит с его телом в этот момент – нет.

Существует такое понятие, как остановленная агрессия. То есть, был стимул и была энергия для ответа, но человек по какой-то причине сдержал себя, остановил. Сдержать-то сдержал, но энергия осталась. Отсюда рост напряжения и усиление переживаний. В процессе психотерапии я много обращаю внимания на жесты и движения, которые делает клиент, прошу их усилить, повторить несколько раз, замечая появляющиеся чувства и эмоции. Или наоборот, прошу к появляющимся чувствам и эмоциям добавить жест или движение, что помогает усилить переживание и приводит клиента к большему пониманию того, что с ним происходит.

Важно двигаться к осознаванию и чувствованию себя в полном смысле этого слова. В психотерапевтической работе клиент как будто заново знакомится со своим телом, учится слышать его голос, понимать и принимать его послания. И когда клиент начинает слышать и чувствовать свое тело, он начинает чувствовать напряжение, телесные блоки, застывшие эмоции и движения. И всё это колоссальный материал для работы.

В процессе работы самое важное, узнать для чего агрессия Вам нужна. Ведь на самом деле, агрессия – это очень большая энергия, очень большой ресурс. Часто за агрессией стоит какая-то неудовлетворенная потребность. В любом проявлении человека есть что-то важное для него, положительное. И в той агрессии, которая есть, неважно взрослый это или ребенок, есть ресурс. Важно понять, что это за ресурс, что это за энергия и для чего она нужна и из-за чего ее может быть так много, не откидывая сразу то, что может быть неудобно.


Что интересного на портале?