«Я не ссорюсь, не кричу, не оскорбляю никого даже в самых напряженных ситуациях. Я АДЕКВАТНЫЙ» - с некоторой гордостью описывает молодой человек свое поведение в конфликте на работе. Коллеги, не церемонясь, перекладывают на него свои задания, нередко не стесняются в выражениях, ему приходится задерживаться на работе. Но он терпит.
Это понятие - «адекватный» - сегодня можно услышать очень часто в ситуациях, связанных с конфликтом, спорами, противостоянием. И, судя по всему, под адекватностью в данном случае подразумевается очень многое: сдержанность, умение владеть собой, не сказать то, что думаешь на самом деле, сдержать обиду, страх перед конфликтом, попытка сохранить отношения и т.д.
Кроме, собственно, адекватности.
Адекватность – соответствие ситуации
Адекватный (от лат. Adaequatus - приравненный) – соответствующий, согласующийся. Реакция адекватна, когда она соответствует раздражителю. Например, наш молодой человек, наливая чай в чашку, обжег кипятком руку. Адекватно, почувствовав боль, отдернуть руку, вскрикнуть и т.д. Неадекватно – продолжать лить кипяток и терпеть, сжав зубы.
Адекватность и установки
Однако если с чайником и кипятком все в целом понятно, то в ситуациях межличностного взаимодействия все сложнее. Здесь включается широкий круг объективных факторов: значимость человека, с которым происходит конфликт, его статус, возраст, социальное положение, необходимость продолжать с ним общение в дальнейшем и т.д.
Но еще больший вклад вносят субъективные факторы, те представления и установки, которые усваиваются с детства и руководят поведением. «В ответ на грубость лучше промолчать», «Конфликт – худшее решение», «Худой мир лучше доброй ссоры» и т.д.
Иногда такого рода представления срабатывают чаще, чем необходимо. Человек старается избегать острых ситуаций, минимального противостояния даже тогда, когда другие грубо нарушают его границы. Всякое напряжение воспринимается как угроза отношениям, последствия самопроявления видятся катастрофическими: отношения развалятся, с работы уволят, останусь один и т.д.
Поведение становится неадекватным ситуации. В ответ на нарушение границ (неприятное поведение, грубость, резкость, шутки и т.д.) нарушители получают лишь сдержанную улыбку.
И последствия не так уж приятны – такая мягкость провоцирует окружающих вести себя в том же духе. Ведь они не всегда могут догадаться, что человеку их обращение неприятно, что ему дополнительные задания в тягость, что он устал и раздражен. На его лице смиренное или приятное выражение, голос тихий, задания берет, на работе задерживается. Все в порядке. Удобный человек.
Удобный для других, но не для себя.
Адекватность: контакт с собой и со средой
Действительная адекватность поведения – это способность проявлять себя в соответствии как со своими желаниями и состоянием, так и с требованиями среды. Это согласование внутреннего и внешнего. Это когда человек может сказать «НЕТ» или «ДА», поскольку чувствует себя, свои границы и осознает реальные условия, в которых находится. Например, совсем непонятно, зачем нашему герою строить такие добрые, потакающие отношения с коллегами? Это ведь коллеги, он с ними работает. Как говорится, детей не крестить вместе. Тогда более адекватно будет сказать «нет» некорректному поведению в свой адрес, а к дополнительной работе подойти с точки зрения взаимопомощи (сегодня я тебе помогу, а завтра ты мне) или компенсации оплаты труда.
Умение слышать себя, осознавать реальность и согласовывать эти условия – это и есть основа адекватного поведения.