Адаптация школьника

Что такое адаптация школьника?

Адаптация - это процесс  приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам. Некоторые из нас ошибочно полагают, что это неделя или две. Но на самом деле адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.  Наблюдения показали, что социально-психологическая устойчивая адаптация детей к школе происходит на 5-6-ой неделе обучения и может продлиться до полугода. И это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательной программы, типа учебного заведения, степени подготовленности ребенка. В этот период очень важна поддержка родных и близких.

 По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.  Первая группа детей адаптируется примерно к концу октября. У этих детей хорошее настроение, они активны, общительны, приобретают новых друзей, выполняют требования учителя. Иногда, правда, отмечаются трудности либо в отношениях с учителем, либо в общении с детьми, но это  проходит к концу первой четверти и дети полностью осваивают новый статус ученика, новые требования и новый режим. Вторая группа детей адаптируется по времени дольше. Эти дети не могут принять новую ситуацию в их жизни и систему обучения с ограничениями и правилами. Такие школьники могут играть на уроках, не реагировать на замечания учителя или реагировать слезами, обидами. Эти дети могут испытывать трудности в усвоении школьной программы. И лишь к концу первого полугодия они способны принять правила школы и следовать процессу обучения. Третья группа – дети, которые не осваивают учебную программу, у них наблюдаются негативные формы поведения и отрицательные эмоции. Они часто «срывают» уроки, идут на конфликт с учителем и сверстниками. Если вовремя не разобраться с причинами такого поведения, не скорректировать эти затруднения адаптации, то все это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка дезадаптации и трудностей обучения.

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей?

1.       Хроническая неуспешность.

В практике известны случаи, когда трудности адаптации ребенка зависят напрямую с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школе. Некоторые родители очень переживают процесс посещения ребенком школьного заведения. С одной стороны они испытывают страх, что ребенку будет плохо в школе и трудно, что ребенок будет болеть и т.п. А с другой стороны,  родители  ожидают от своего чада только положительных результатов и активно демонстрируют ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет.  В некоторых семьях в период обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. Ребенок начинает ощущать, что когда он справляется с учебным материалом, ладит со сверстниками и учителями, то становиться «хорошим  и любимым» для родителей. И, наоборот, если испытывает трудности, то ощущает эмоциональное недовольство от родных и осуждение. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к дезорганизации деятельности и закрепляет неудачи, которые опять вызывают недовольство у родителей. И так, чем дальше, тем хуже, и разорвать этот круг становится все сложнее и сложнее.  Неуспешность становится хронической.

2.       Уход от деятельности.

Уход от деятельности можно наблюдать, когда ребенок присутствует на уроке, но не участвует в процессе. Ученик в данном случае «не видит» и «не слышит» того, что происходит вокруг. Он не выполняет задания учителя, и находится в состоянии отсутствия. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы. Это уход в себя, в свой внутренний мир и фантазии. Чаще всего это происходит с детьми, которые лишены достаточного внимания, любви и заботы со стороны взрослых, родителей (как пример:  неблагополучные семьи).

3.       Негативистская демонстративность.

Это еще один вид поведения ребенка, который лишен внимания и любви со стороны родителей. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение.  Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы наказания, которые используются, оказываются для ребенка поощрением.  Ребенок в данном случае хочет получить  внимание любым способом.

Именно внимания, любовь, ласку, а не заботу! Как часто можно услышать от родителей. «Мы все для него делаем, заботимся, кормим, одеваем, у него есть все игрушки, велосипед и компьютер, и поездки на море». Но это лишь материальная сторона, которая ребенку не важна.  Ему нужны ваши чувства, ваше принятие его таким, какой он есть, понимание его чувств и эмоций, т.е. ваша безусловная любовь.

4.       Вербализм.

Дети, развивающиеся по такому типу, отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления.  Вербализм  формируется в дошкольном возрасте и связан с особенностями развития  познавательных процессов. Многие родители считают, что главное научить ребенка бойко и четко говорить (стихи, сказки и т.п.), но забывают уделять внимание видам деятельности, которые вносят основной  вклад в умственное развитие.  Это мышление абстрактное, логическое, практическое, которое можно развить с помощью  конструирования, рисования, логических или роливых игр и т.п. Вербализм приводит к завышенной самооценки ребенка и высокой оценки со стороны родителей его способностей.  С началом обучения в школе ребенок сталкивается с трудностями при решении задач или испытывает трудности при деятельности, которая требует образного мышления. Не понимая, в чем причина, родители могут:  а) винить учителя; б) винить ребенка. В последнем случае родители повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство, что в свою очередь приводит к повышению неуверенности и тревожности ребенка.  И опять хроническая неуспеваемость. Выход – это развитие не только речевых качеств, но и обязательно образного мышления и логики. Занятие лепкой, рисованием, конструированием, аппликационными работами, мозаикой.

5.       Ребенок ленится – очень частая жалоба.

За ленью может стоять все что угодно.

А) Сниженная потребность познавательных мотивов

Б) Отказ  от деятельности, так как присутствует состояние неуверенности в успехе, и боязнь неудачи. Перед ребенком стоит страх получить лишний раз обвинение в некомпетентности и ему легче не делать, чем делать.

В) Особенности темперамента, когда ребенок делает все очень медленно, но добросовестно. Родителям кажется, что он «ленится» и они начинают его подгонять, раздражаются, выказывают недовольство. А ребенок чувствует, что он не нужен, что он плохой, не такой как нужно. Возникает тревога, которая дезорганизует деятельность.

Г) Иногда высокая тревога тоже может расцениваться родителями как лень. Ребенок уклоняется от любой деятельности, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо знает, что его будут любить родители.

Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка.

-Воздержитесь от критики, даже если он плохо пишет, медленно считает или неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, усилит его проблемы.

-Учитывайте темперамент вашего ребенка в период адаптации. Активным детям тяжело сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

-Поощряйте и хвалите ребенка  за его действия и никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Это может привести либо к повышенной гордости,  либо к зависти и падению самооценки.

-Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Вспомните, какими вы были в детстве!

-Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть!

-И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстниками по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

-В первый школьный год откажитесь от посещения новых дополнительных кружков, они могут привести к перегрузкам. Лучше оставить то, что ребенок уже знает или перенести кружки на второй год обучения.

-Не нагружайте ребенка в период адаптации домашними делами, это можно сделать чуть позже.

Признаки успешной адаптации школьника.

Ребенок весел, спокоен, быстро находит друзей среди одноклассников, устанавливает контакт с учителем, без напряжения выполняет домашнее задание, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня. Он не испытывает страхи и адекватно реагирует на замечания учителя. На вопрос: «А может быть, лучше вернуться в детский сад?»,  решительно отвечает «нет!». Успех адаптации ребенка в школе во многом зависит от родителей, а учителя и детские психологи обязательно помогут.

Психолог и Коуч - консультант

Борисова Ирина Валерьевна


Что интересного на портале?