А злой ли мальчик то?

А злой ли мальчик то?

 

     Они пришли втроем- мама, папа и «сил на него больше нет». «Сил на него больше нет» был мальчиком 5 лет. Он понуро вплыл в кабинет следом за родителями, глядя на меня из подлобья. Он явно ждал когда же я буду «вправлять ему мозги» (как обещала мама). Подходить к столу он отказался и остался стоять у входной двери. Пока родители жаловались наперебой, он стоял не проронив ни слова, только ковыряя носком кроссовка линолеум на полу. Оторванный уголок явно интересовал его больше, чем то что происходило у моего стола.

     Оказалось он единственный ребенок в семье. Родители подумывают о втором, но пока не могут себе этого позволить «он отнимает много сил и нервов». К своим 5 годам он успел заработать репутацию «ужасного ребенка». Он агрессивен, он срывает уроки, его выгнали из двух детских садов и одного детского центра.

      Родители жаловались уже минут двадцать, а я так и не знала как же зовут этого «хулигана».  Отъявленный хулиган, который не может усидеть на месте, стоял уже двадцать минут как приклеенный к стене.

Я решила сместить фокус и пошла знакомиться.

-Татьяна Александровна- сказала я, присев перед ним на колени, чтоб лучше видеть его лицо- и протянула ему руку.

- Дениска- прошептал он, явно ошарашенный моим поступком.

- Мне бы было скучно так долго стоять на одном месте. Ты можешь присоединиться к нам или пойти поиграть с игрушками. (Ящик с игрушками всегда в свободном доступе в кабинете)

       Дениска нерешительно посмотрел на меня, на родителей и медленно побрел к игрушкам. Из всего многообразия он выбрал двух драконов. Получив мое молчаливое согласие, Дениска тихо побрел назад к стене. Он просидел там до самого конца встречи.

        Драконы тихо нападали друг на друга. Бесшумно рычали, падали и поднимались снова. Агрессивный, шумный и непоседливый  мальчик тихо сидел у стены и играл, не издавая ни звука.

        Родители жаловались, я слушала и думала что что-то  не вяжется в их рассказе. Было ощущение, что говорили они о совсем другом Дениске, которого забыли привезти с собой.

        За 10 минут до окончания встречи я предупредила родителей и Дениску.

Родителей – что пора подводить итог встречи. Дениску- что нужно заканчивать игру.

       На игру он потратил еще минут пять. После чего отнес драконов обратно и снова замер, как будто ожидал своей участи.

 

Я не работаю с детьми без их принципиального на то согласия. Мне важно чтоб он хотел прийти ко мне хотя бы еще раз. Поэтому договор о встречах я всегда начинаю заключать с ребенком. И я пошла к нему.

- У меня в кабинете еще много игрушек и мне жаль, что ты не успел с ними поиграть. Я предлагаю тебе прийти ко мне еще раз. Ты можешь рассмотреть все игрушки и поиграть с ними или мы можем поиграть вдвоем.

Он молча кивнул. Согласие было получено. Прощаясь, Дениска пожал мне руку. – я прейду, сказал он.

Это было начало контакта и его решение работать.

 

Что насторожило меня в этом случае? Агрессия- это в первую очередь энергия к действию. Агрессивный ребенок не может долго сидеть без дела, он весь в движении.  Денискино же поведение, говорило скорее о высоком уровне тревоги, а его агрессия была из серии «лучшая защита это нападение».

В таких встречах важнее не столько слушать родителей, сколько наблюдать за ребенком и ловить свой контперенос. Это поможет найти истинную причину поведения и не работать с вторичными проявлениями.


Что интересного на портале?