«А зачем нам тест на интеллект? Нам ведь нужно знать, поступать на врача или нет…»

Оригинал статьи будет выложен на странице: https://www.facebook.com/profdiag/

 

Интересные вопросы, из которых можно написать заметку, периодически поступают от потенциальных клиентов =)

А действительно, что нам дает уровень IQ, если перед нами стоит четкая и ясная задача – узнать, какие профессии и специальности подходят человеку, а какие нет? Может быть и не стоит занимать время человека, заставляя его проходить сложный тест, в котором необходимо что-то считать в уме, делать логические умозаключения, запоминать слова и фразы, а также многое другое? Почему нельзя просто провести стандартные тесты, показывающие предрасположенности и способности человека и на их основании сделать заключении о принадлежности человека к той или иной специальности?

Давайте пофантазируем и представим себе такую ситуацию – подросток (не принципиально, молодой человек или девушка) мечтает стать врачом. По всем стандартным тестам подростку идеально подходит данная профессия и психолог, радостный и довольный, в заключении пишет: «Врач». Подростку остается выбрать направление и пуститься в долгий путь по «отгрызанию» куска того самого гранита.

И что же может произойти дальше? Возможны три варианта. Первый вариант – лучший – подросток успешно сдает экзамены, поступает, учится, сдает сессии, получает диплом и идет работать по специально. Все довольны. Второй вариант – не самый благоприятный – подросток с неимоверными усилиями сдает экзамены, еле-еле набрав проходные баллы, и его отчисляют на первой же сессии (не мне вам рассказывать насколько велика учебная нагрузка в медицинский ВУЗах). Третий вариант – подросток вообще не поступает, т.к. профильные химия и биология оказались для него слишком трудными предметами. В случае последних двух вариантов - родители, мягко говоря, в ярости. «Как же так? Ведь психолог, профессионал (!!!), между прочим, сказал на врача поступать! И что теперь делать?».

Такая ситуация, к сожалению, не редкость, и касается она не только медицинских специальностей. Но в чем же проблема? Что пошло не так? А проблема заключается в том, что психолог не учел особенностей когнитивного (умственного) развития подростка. В первом случае героям истории сильно повезло – у подростка оказался достаточно высокий уровень когнитивного развития, чтобы усвоить знания для поступления и материал первого семестра обучения.

Что касается неблагоприятных вариантов развития событий - давайте будем честны перед самими собой – не все мы являемся гениями, достойными Нобелевской премии. У кого-то когнитивные способности выше среднего, у кого-то – скромные или средние. Но это ни в коем случае не является поводом для паники.

Что же мог сделать психолог в данном случае? Возможно ли помочь подростку осуществить мечту и связать свою жизнь с медициной, если у него действительно есть склонности к медицинским профессиям, но нет нужных когнитивных ресурсов для получения высшего медицинского образования. Возможно! Психологу всего лишь было необходимо указать, что подростку следует поступать в медицинский колледж, где он сможет получить среднее специальное медицинское образование и стать, например, фельдшером, медбратом (медсестрой), санитарным инструктором, фармацевтом и т.д. Таким образом и подросток получит то образование, к которому лежит душа, и родители будут довольны, и психолог не получит негативного отзыва о своей работе и сможет спать спокойно.

И если ясно почему нельзя обойтись без диагностики уровня когнитивного развития, то давайте разберемся – а какие преимущества она дает?

При правильном подходе к диагностике психолог не столько смотрит на общий показатель интеллекта, сколько дифференцированно оценивает уровень когнитивного развития, что позволяет определить направленность интеллекта те или иные виды деятельности, например:

  • Высокие показатели уровня Вербального Интеллекта и вербальных способностях дают возможность ориентироваться на общественные, гуманитарные науки, изучение иностранных языков, а также на те виды практической и теоретической деятельности, которые используют вербальное мышление – история, филология, издательская деятельность, политические науки и т.д.;
  • Математический Интеллект свидетельствует о физико-математических способностях. Возможная сфера деятельности и профессии: математика, преподаватель математики, аудитор, бухгалтер, сфера логистики, аналитический директор и т.д.;
  • Пространственный Интеллект, вкупе с техническими способностями, предоставляет следующие возможные сферы деятельности: конструктор, чертежник, инженер и т.д.;
  • Высокие показатели способностей и ориентации в Естественно-научной области ориентируют психолога на следующие возможные сферы деятельности и профессии для клиента: химия, биология, геология, медицина, география и т.д.;
  • В случае, если не представляется возможным четко выделить определенную направленность интеллекта, но при этом все вышеуказанные показатели способностей приблизительно равны, то это свидетельствует об ориентации и способностях клиента в социально-экономической области. Возможные сферы деятельности и профессии: экономика, социология, психология, юриспруденция и т.д. (Туник Е.Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2009. – 96 с.) 

 

Именно поэтому нельзя подходить к процессу профориентационной диагностики халатно и поверхностно. Только в случае комплексного подхода психолог может считать свой долг честно выполненным, родители могут быть довольны, а подросток сможет получить тот уровень образования, который подходит именно ему!




Что интересного на портале?