5 советов для начинающих консультантов

5 советов для начинающих консультантов

Как-то раз я разговаривала с одной моей знакомой коллегой, которая в консультировании на тот момент была еще новичком. И пожалуй, основным ее переживанием было отсутствие уверенности в том, что она действительно помогает и полезна своим клиентам - ведь опыта успешно завершенной работы у нее еще не было. 

И тут я задумалась: почему-то в нашем сознании есть представление о результате как критерии успешности, но нет или совсем мало понятия о процессе в том же самом качестве. При том, что в обучении нам много говорят про значимость построения терапевтических отношений, про роль неспецифических факторов, про создание определенной среды и длительное время, необходимое для реальных изменений в поведении (а то и личности) клиента. 

И получается, что вроде как процесс налажен и идет, клиент ходит к психологу, что-то получает от этого, но пока результат не достигнут - и консультант не чувствует, что все проходит правильно и по плану, и клиент тревожится в ожидании "светлого будущего". И всем хочется побыстрее. 

Конечно, ощущение, что я делаю все, от меня зависящее, верно и в правильном направлении и темпе, приходит с опытом. Особенно непросто его сохранять, когда клиент попадется недоверчивый и проверяющий. Но вот несколько советов начинающим консультантам, которые могут помочь преодолеть путь к своему первому успешно завершенному случаю: 

- Перестаньте фокусироваться на будущем, сконцентрируйтесь на ваших отношениях с клиентом здесь и сейчас. Так у вас будет шанс лучше понять происходящие между вами процессы и более полно присутствовать в каждой конкретной консультации, которая является уникальным опытом взаимодействия двух людей. 

- Составьте план вашей работы в направлении решения запроса клиента с несколькими промежуточными целями. Ответьте себе на вопросы: Что нужно понять/осознать клиенту, чтобы достичь запрошенного результата? Какие этапы ему нужно пройти в своем развитии? Какие важные темы вам необходимо проработать прежде всего? Что будет являться критерием успешности на каждом этапе вашей работы?

- Отмечайте каждый успех, инсайт, осознание или продуктивный вывод, сделанный клиентом. Все это - флажки, маяки, которые говорят о том, что вы чего-то вместе достигли. На них вы сможете опираться в дальнейшей работе. 

- Старайтесь анализировать вашу работу не только к супервизии, но и (желательно) после каждой консультации. Что из запланированного вами удалось сделать сегодня, а что - нет и почему? Какие темы остаются раз за разом неосвященными, а какие уже изъезжены вдоль и поперек? В каком направлении вы двигаетесь и что нужно сделать на следующей консультации в первую очередь?

- Периодически уделяйте время тому, чтобы оценить ваш собственный вклад в развитие и изменение клиента. Безусловно, наша задача состоит в том, чтобы сделать клиента самостоятельно справляющимся с его жизненными трудностями. И многие инсайты являются плодом его долгих личных размышлений.
Но без вас, без вашей направляющей руки, без вашего принимающего отношения многие из них не родились бы. Похвалите себя, даже если вы еще не совсем его "вылечили" и отпустили - вы все равно заслужили, вы молодец. 




Желаю вам успешной работы! 



Понравилась эта статья? Нажмите "Спасибо" :) 

Хотите записаться на консультацию?
Напишите мне личное сообщение или зайдите в раздел "Консультации" на моей странице

Поделиться:


2017-05-11
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?