В 1995 году, согласно докладу АПА, женщины в психологии превосходили мужчин по количеству, но сильно отставали от них по уровню заработной платы и статусу. В 2017 году проблема продолжает сохраняться. Такие результаты удивительны еще и потому, что женщины в других научных областях достигли больших результатов. Так, в информатике и математике женщины (со степенью PhD) зарабатывают около 84% от уровня зарплаты их коллег-мужчин, в то время как в психологии - 77% (даже на 8% ниже, чем в 1993 году).
Это выглядит парадоксально, ведь именно психология могла бы стать лидером в этом направлении, учитывая, что психологи активно занимаются вопросами организационной психологии, карьерного роста и гендерных проблем. Более того, психология придерживается и стремится распространять ценности человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости.
Преодоление этого неравенства важно еще и потому, что экономическая безопасность женщин связана не только с женщинами, но и с благосостоянием детей, семей и в целом национальной экономики. Сегодня женщины играют важную роль в обеспечении финансовой безопасности, поскольку они гораздо чаще становятся основными кормильцами семьи, чем в прошлом. Поэтому женщины вносят все больший вклад в накопление семейного благосостояния, которое можно использовать в кризисных или чрезвычайных ситуациях, или передавать по наследству. Но на пути к этому они продолжают сталкиваются с препятствиями.
Например, гораздо меньше женщин в психологии получают должность профессора по сравнению с мужчинами, "застревая" на должности доцента. Так, в 2013-14 учебном году 46% мужчин и только 28% женщин работали в должности профессора. Еще одно наблюдение: 58% членов АПА - женщины, однако в списках наград АПА за выдающиеся заслуги их только 30%. А среди главных редакторов научных и научно-популярных психологических журналов (издаваемых АПА) только 18% - женщины (этот показатель увеличился всего на 4% за 20 лет).
У решения проблемы равноправия есть различные варианты. Прозрачность уровня заработных плат, преодоление их разрыва у мужчин и женщин, полноценное представительство женщин в академическом руководстве и профессуре, а также руководстве редакциями психологических журналов. Еще один способ - обучение женщин лидерству, а также программы наставничества, помогающие им находить баланс между рабочими и семейными обязанностями.
Для женщин важно научиться видеть свой лидерский потенциал. Потому что если вы не видите в себе лидера, другим людям будет еще сложнее увидеть лидера в вас.