Расстройство личности влияет на то, как человек чувствует, думает и действует. У человека с нарциссическим расстройством личности высокое чувство собственной важности может маскировать низкую самооценку, хотя для общества его образ складывается абсолютно иначе.
В течение многих лет психологи и средства массовой информации рассматривали нарциссизм как проявление «завышенной самооценки». Однако в последние несколько лет эта точка зрения стала неактуальной. Последние исследования показывают, что нарциссизм значительно отличается от самооценки по своему развитию, происхождению, последствиям и результатам. Это имеет важные последствия для нашего понимания нарциссизма и вмешательств, направленных на повышение здоровой самооценки.
И нарциссизм, и самооценка начинают развиваться примерно в 7 лет. В этом возрасте дети в значительной степени опираются на социальные сравнения с другими и начинают оценивать себя по принципам «Я неудачник», «Я достоин» или «Я особенный». Дети начинают смотреть на себя так, как они воспринимают, как их видят другие.
В то время как самооценка, как правило, находится на самом низком уровне в подростковом возрасте и медленно увеличивается на протяжении всей жизни, нарциссизм достигает пика в подростковом возрасте и постепенно снижается на протяжении всей жизни. Таким образом, нарциссизм и высокая самооценка являются зеркальным отражением друг друга на протяжении всего человеческого развития.
На развитие самооценки и нарциссизма также влияют разные стили воспитания. Нарциссизм имеет тенденцию развиваться в тандеме с переоценкой родителей. Родители, воспитывающие детей с высоким уровнем нарциссизма, склонны переоценивать знания своего ребенка (например, «Мой ребенок знает все, что нужно знать о математике»), переоценивают IQ своего ребенка, переоценивают его успеваемость и даже склонны давать своим детям уникальное имя, чтобы выделиться из толпы. В конце концов, ребенок усваивает эти представления о себе, и они бессознательно управляют его взаимодействием с другими людьми.
Напротив, высокая самооценка развивается вместе с родительской теплотой. Родители, воспитывающие детей с высокой самооценкой, обычно относятся к своим детям с любовью, признательностью и нежностью. Они относятся к своим детям так, как будто они действительно имеют значение. В конце концов, такая практика воспитания приводит к тому, что ребенок усваивает сообщение о том, что он достойный человек, что является ключевым аспектом здоровой самооценки.
Прототип грандиозного нарцисса характеризуется высокомерием, превосходством, тщеславием, правомерностью, эксплуатацией, эксгибиционизмом и постоянной потребностью в признании других. Однако те, кто имеет высокие баллы по самооценке, как правило, удовлетворены собой, но не обязательно считают себя выше других.
- Нарциссы получают кайф от ошибок других людей, поскольку это дает им кратковременное повышение самооценки.
- Уверенные в себе люди получают удовлетворение, когда они делают чужой день ярче, в то время как нарциссы получают удовлетворение, делая свой день ярче.
Кажется, что лучшая альтернатива, когда вы достаточно уверены в своей самооценке, — это сосредоточиться на выполнении сложных, ценных дел и укреплении ваших отношений. Пусть подлинная гордость и сильные позитивные чувства к себе будут естественным результатом, а не движущей силой. Чтобы пережить трудные времена и неуверенность в себе, работайте над повышением собственного сочувствия к себе, а не самооценки.