Модно и прилично
Когда-то одежда появилась как необходимая физическая защита: она спасала человека от переохлаждения, повреждений… Простейшая одежда примитивных народов, в первую очередь, закрывала гениталии – самый важный орган с точки зрения продолжения рода. А потом стала символом цивилизованности, приобрела важную социальную функцию и получила психологическую символику.
С психологической точки зрения одежда играет две функции:
1. СамопрезентацияЭто возможность не только проявить свою индивидуальность (или скрыть ее, быть малозаметным), но и заявить о социальном статусе, претензии на определенное место в социальной иерархии (дорогая, модная, дизайнерская одежда).
2. АдаптацияС помощью одежды мы транслируем послание: «Я – член этой стаи, подчиняюсь ее законам».
В первом случае мы одеваемся в соответствии с модой и можем пренебречь некоторыми тенденциями. Во втором случае мы одеваемся в соответствии с приличиями, и это серьезно. За нарушение правил приличий мы подвергаемся наказанию разной степени тяжести со стороны общества.
Когда речь касается одежды, в нас сталкиваются две программы: природная (врожденная) и социальная. Они могут друг другу противоречить: если в лютый холод тело готово закутаться в шкуру пещерного медведя, то жарким летом оно требует свободы и наготы. Но социальная программа общества наготу запрещает. Нам приходится искать компромисс между желаемым для тела и возможным с точки зрения социума.
Важно понимать, что одежда всегда некая условность, в каждом социуме она своя: набедренная повязка, кринолин, паранджа, гульфик… Но эту условность надо уважать и соблюдать, если ты хочешь быть принятым обществом.
Стыдно, у кого видно
Один из самых распространенных социальных механизмов регуляции нашего поведения – стыд. Стыд – не врожденное чувство, а привнесенное извне в процессе воспитания, поэтому его называют «социальным чувством». Оно начинает формироваться после полутора лет и базируется на страхе быть отвергнутым и аутоагрессии. В состоянии стыда можно нанести себе сильный вред, яркий пример – японское харакири. Социализируя ребенка, ему прививают чувство стыда, в том числе – связанное с наготой. Мы начинаем стесняться своей обнаженности еще в дошкольном возрасте, и это – социальный, а не природный механизм.
Стыд наготы есть у каждого цивилизованного человека. Но он может быть здоровым и нездоровым. В чем различие?
Главный критерий здорового стыда наготы:Он адекватен ситуации, соответствует социальным требованиям. То есть, на званом обеде вам было бы стыдно оказаться голышом, при этом вы чувствуете себя свободно в общественной бане.
Признаки нездорового стыда наготы:Вы испытываете стыд и неловкость тогда, когда нагота уместна: в сауне, во время занятия любовью… Такого рода проблема говорит о сильном супер-эго – это внутренний конструкт, часть нашей личности, связанная с приличиями, соответствием социальным требованиям… Вероятно, в детстве такого ребенка было много требований, поучений, он часто сталкивался с запретами и ограничениями, связанными с сексуальностью.
В своей наготе вы стыдитесь несовершенства своего тела в целом или каких-то его частей. Это проблема самооценки, самопринятия. В детстве такого ребенка недостаточно любили, часто критиковали, а может быть, его родители сами критично относились к своему телу.
Увы, стыд телесного несовершенства – частая проблема, мало зависящая от объективной реальности. Она подогревается извне, ведь существует целая бизнес-индустрия, делающая деньги на чужих комплексах… Непринятие тела мешает чувствовать себя свободно, наслаждаться близостью с любимым человеком. Что же делать?
1. Помните о том, что ваш партнер строит отношения с вами в целом, а не только с вашим телом или отдельными его частямиДумать так было бы абсурдно. Он занимается любовью с вами, а не с вашим членом/грудью/бедрами/животом – нужное вписать. Части тела могут быть далекими от совершенства, но партнер выбрал вас как личность.
2. Постарайтесь сосредоточиться на наслаждении, прислушиваться к своим чувствамНе думать, как выглядят части вашего тела, а обращать внимание на то, что вы ощущаете.
Есть явление, связанное с наготой, к которому в нашем обществе до сих пор неоднозначное отношение – нудизм. Эта неоднозначность отображает конфликт между животным и социальным в человеке: допустима ли нагота в общественном месте?.. Однозначного ответа на этот вопрос нет, ведь социальные долженствования – всегда условность, но она требует уважения. Поэтому перед нами не стоит задача оценивать это явление, наша цель – исследовать его с психологической точки зрения.
Причины, побуждающие загорать на нудистских пляжах, могут быть саамыми разными. Это может быть здоровая позиция: спокойное отношение к своей и чужой наготе как к естественной части жизни. Но мотивация может быть и другой: эпатаж и вызов, бунт против общества и авторитарных родительских фигур из своего детства.
На мой взгляд, нудисты – не та часть общества, от которой исходит угроза, они никому не причиняют вреда. Ярое осуждение нудистов говорит о собственных внутренних ограничениях, сильном супер-эго. За порицанием часто скрывается… зависть. Вспомните старушек у подъезда, которые обсуждают молоденьких длинноногих красавиц и их слишком короткие юбки.
Важно уважать и принимать выбор других людей (если он ни для кого не опасен), развивать в себе толерантность.
Двое из трех моих клиентов приходят с проблемой неуверенности в себе, а низкая самооценка мешает человеку быть успешным, занимать желаемое положение в обществе и даже обрекает на одиночество, мешая заводить друзей и создавать семьи. К счастью, работать над самооценкой можно не только при помощи психотерапии «изнутри», выявляя и прорабатывая психотравмы прошлого, но и «снаружи», корректируя имидж клиента в глазах «значимых других» сегодня, находя ему подходящий образ (одежду, аксессуары, прическу) и манеру поведения так, чтобы подчеркнуть достоинства. Правильно подобранный образ может сказать много о внутреннем мире человека, его личностных качествах, талантах и способностях. Задача психолога- имиджмейкера – преодолеть внешние барьеры в общении. «Раскрыться» и начать получать больше позитивной обратной связи и принятия со стороны окружающих. А это, в свою очередь, помогает специалисту – уже как психотерапевту – эффективнее и быстрее «разгонять тараканов» в голове клиента и работать над повышением его уверенности в себе «изнутри».
психолог, семейный психотерапевт, имидж-консультант
Килборн Б. Исчезающие люди.
Стыд и внешний облик.
М. : Когито-Центр, 2017.
Автор книги, имея подготовку по литературе, истории, антропологии и клиническому психоанализу, рассматривает вопрос о том, как человек, контролируя свой внешний облик, пытается совладать со своими чувствами.