От тревоги к спонтанности,сквозьпризму ролевого развития человека Я. Морено.
Тревога как функция спонтанности, по мнению Я. Морено, возрастает, если мы не используем полноту адекватного способа реагирования на ситуацию. Когда человек застревает в таком состоянии и не может выйти из него, происходит потеря спонтанности и способности находить способы разрешения внутренних и межличностных конфликтов.
От куда появляется механизм застревания спонтанности, на мой взгляд, очень хорошо объясняет Г. Лейтц, когда описывает ролевоеразвитиеЯ.Морено. По мнению Я. Морено человек начиная со своего эмбрионального развития, вступает в отношения с миром. В любой момент своей жизни человек при взаимодействии с кем-либо связан как минимум с одной ролью. Поэтому целесообразно рассмотреть стадии развития человека.
Все начинается с Эмбриональной стадии, где человек имеет соматическую роль. Соматическая роль проявляется как паразитарная роль в утробе матери. Нормальные роды, как считает Г. Лейтц, немецкие гинекологи называют спонтанными родами. Если во время беременности у женщины происходит задержка спонтанности родов, процесс рождения может стать замедленным и психотравмирующим. Что в дальнейшем, во взрослой жизни, может проявляться у человека в виде состояния тревоги.
Далее идет Первая вселенная, которая подразумевает переходотвнутриутробного способа жизни к внеутробному. Здесь характерен переход от соматической роли человека к психосоматическим. Однако сам термин «психосоматическая роль», уже указывает на появление новойролевойкатегории - психическая роль.
По мнению Г. Лейтц в соматических ролях, например в роли принимающего пищу, новорожденный вступает уже в соматопсихическую роль, т.е. в отношения с матерю. Он пока еще не делает различия между «Я» и «Ты», между людьми и предметами, равно как между собой и своим телом. Ребенок действует в ролях, их не зная. Его жизнь представляет собой действие в соматопсихических ролях, и в этом действии он воспринимает мир как единственное явление. Первую вселенную как стадию, на которой ребенок воспринимает себя тождественным с миром, Морено называет стадией, или матрицей, вселенской идентичности. Мать и младенец вместе образуют интеракционное единство, или другими словами ролеспецифическое акциональное единство. В результате возникают взаимные ролевые ожидания, закладывающие основу всех последующих ролевых интеракций ребенка с другими людьми.
В конце стадии первой вселенной ребенок начинает различать, предметы и реально присутствующих в данный момент, окружающих его людей. Так происходит переход ко Второй вселенной. Вторая вселенная начинает проявляться при разделении единого восприятия мира ребенка на переживание восприятия реальности и на переживание мира представлений. Такое разделение является нормальным психологическим развитием и формирует мыслительный процесс обусловленный логическим рассуждением, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. На этой стадии ребенок должен научиться жить одновременно в мире реальности и в мире своих представлений. Для нормального развития не должно быть отдано предпочтение одному миру в ущерб другому. При таких условиях ребенок учится проявлять своюспонтанностьво всех всевозможных ситуациях. На первый план этой стадии выходят психические и социальные роли.
Как пишет Г. Лейтц, спонтанность ребенка позволяет ему мгновенно переходить с одного уровня на другой. Может, однако, случиться так, что человек застрянет на том или ином уровне, и в результате будет нарушено его развитие. Если человек остается на уровне восприятия реальности, то есть в рамках матрицы вселенской реальности, это ему грозит слабоумием. И наоборот, если он застревает на уровне своих представлений, возникающие ирреальные страхи и желания могут стать причиной невротической отгороженности от реальности. Как раз во взрослой жизни под необъяснимым страхом подразумевают состояние тревоги.
Далее Я. Морено выделяет Третью вселенную, которую характеризует сознательный уровень переживания перехода от социальных ролей к трансцендентным, проявляющихся в экзистенциональном поиске себя в мире. Здесь, к примеру, можно говорить об «этических ролях» в религиозно-специфическом контексте.
Г.Лейтц пишет, если взрослый человек актуализирует социальные, психические и соматические роли, то они для него достаточно очевидны. Он воспринимает их в повседневности как стереотипные и считает их менее важными, чем свою личность.
Если актуализируются трансцендентные (духовные) роли, считает Г. Лейтц, то они кажутся человеку необыкновенными, нуминозными, архетипными. Благодаря им он ощущает себя ответственным за свое бытие и нередко считает эту роль более важной, чем свою личность.
Таким образом, для того что бы достигнуть человеку трансцендентных (духовных) ролей, ему необходимо не терять проявление себя через спонтанность, как это происходит в ситуациях иррационального состояния тревоги.
При работе с состоянием тревоги продуктивны психодраматические техники. В психодраматическом процессе, у клиента возвращается механизм спонтанности, который приводит к легкости в создании новых решений для старых внутренних и межличностных конфликтов.