Сублимация - одна из возможных "судеб влечений", описанных З. Фрейдом в одноименной работе " Влечения иихсудьбы" (1915), которые задаются в инфантильном периоде жизни человека, устанавливаются в его пубертатном периоде и зависят от многих причин, как внутренних, так и внешних. Судьба влечений человека – это и его собственная судьба, его способность к любви, обучению, интеллектуальной деятельности, самостоятельным решениям, его работоспособность и даже – степень его одаренности, или – гениальности.
Влечение, одно из основных понятий классического психоанализа - это психическая репрезентация соматических процессов. Основные группы либидинозных влечений формируются вокруг инстинктов самосохранения и продолжения рода, но сами инстинктами не являются, хоть иногда их именно так неправильно понимают. Влечения имеют культурную основу и выражаются посредством культурных феноменов.
Характеристики сексуальных влечений - источник, напряжение, цель и объект, достаточно пластичны. Источник влечения - эрогенная зона, которая представляет влечение, может меняться, например, психосоматический симптом Фрейд сравнивает с эрогенной зоной. Либидинозноевлечениеможет быть отдельным, частичным, или интегрированным в сексуальную организацию, например, генитальную, которая, в сущности, и является половой. Напряжение - это сила влечения, измеряемая его способностью преодолевать сопротивления, цель влечения - удовлетворение и снятие напряжения в эрогенной зоне, хотя и само напряжение, как, например, генитальное, может ощущаться как удовольствие. Объект влечения не связан с самим влечением, он отыскивается и, в зависимости от конфигурации влечения, может меняться сколько угодно раз, но влечение может также привязаться к объекту, что обозначается как фиксация влечения на объекте.
Влечения могут определяться по их источнику ( анальные, оральные), или по цели ( скопические) Частичные влечения вначале действуют хаотично, принося разнообразные, часто перверсивные удовольствия, затем объединятся в либидинозные организации -оральную, анальную, генитальную, переходящие одна в другую как прогрессивно, так и регрессивно. Например, в генитальной организации скопические и аудиальные влечения участвуют в выборе сексуального объекта. Часть влечений присоединяется к влечениям самосохранения ( влечениям Я), снабжая «Я» либидинозной энергией.
Частичные влечения легко могут замещать друг друга, менять объекты, в том числе, переходить на весьма отдаленные от первоначальных. Именно это свойство наделяет частичные влечения способностью к сублимации, то есть, "смене хозяина", переходу от решения биологических задач (размножение, самосохранение) на службу к психическим (культурным) задачам.
Фрейд указывает такие судьбы влечений: вытеснение ( фиксация - один из этапов и причин вытеснения), обращение на Я, превращение в противоположность, сублимация.