Консерватизм в обучении- плюсы и минусы

Научное сознание, являясь частью цельного, начинает формироваться у человека с самого рождения. У ребенка научное сознание сопряжено с первичным и выражается в том, что он пытается сам себе объяснить явления мира, которые непосредственно воспринимает( смена дня и ночи, погодные изменения, устройство предметов и т.д.) Подобно тому, как первичное сознание перестает быть свободным после активного вмешательства взрослых, так же и научное сознание ребенка превращается в упорядоченную закованную систему исчерпывающих знаний в детском саду и школе. Ведь программа обучения стандартна для всех таких учебных заведений, по сути одна и та же информация закладывается всем детям одинаково как истина.

И здесь философия психологии поднимает важную проблему: что для ребенка лучше- вложить базу имеющихся накопленных знаний или дать ему право на свободное познание картины мира? 

Всем известенпримерНьютона, который открыл новый закон физики с помощью обычного яблока в саду (утрирую). По сути ученый сделал грандиозное открытие не потому, что он часами вкладывал в себя уже имеющиеся познания его предшественников. Он сделал открытие через собственное непосредственное наблюдение! Также и Д.И. Менделеев, который увидел макет своей знаменитой будущей таблицы во сне, отразил ее в сознании через собственные ассоциации.

Такие поразительные примеры научных открытий для меня дают почву для размышлений о плюсах и минусах консервативных методов обучения, которые в философии психологии ставятся во главу угла.

Все мы когда-то учились в школе, у кого-то уже учатся дети. Если задать себе вопрос, как часто в школе нам встречались учителя-консерваторы, которые как бы навязывали нам общие "истины",ответбудет очевиден. Ни в коем случае не хочу сейчас задеть представителей этой прекрасной профессии, однако, считаю, что один из проблемных аспектов формирования детского научного сознания в философии психологии просто необходимо осветить.

Я назвала этот аспект " Вопрос выбора". Да, да, именно такой простой, казалось бы, вещи, как выбор лишается школьник в процессе формирования научного сознания. Из двух ответов- "правильного" и "не правильного" ребенок не может выбрать "не правильный" и объяснить, почему лично для него он правильный. Учитель это не одобрит. Из двух литературных героев- "положительного" и "отрицательного" ребенок не сможет сделать рокировку по своему собственному мнению. Учитель это не оценит. Из двух произведений: шедевра известного мастера и рисунка никому неизвестного художника- ребенок не может отдать предпочтение последнему. Это проявление "дурного вкуса" по мнению преподавателя. Примеров отсутствия выбора в силу консервативности процесса обучения можно приводить сколько угодно, но ясно одно:

Выбор- важнейший механизм формирования научного сознания.

Есть выбор- есть познание, нет выбора- есть знания в сухом остатке!





Что интересного на портале?