Как травма рождения влияет на сценарий жизни человека и как её обнаружить? (практика)



Когда я собираюсь написать очередную статью, всегда стремлюсь сделать её не длинной, ибо знаю, что многиелюдине любят больших текстов и замысловатых фраз… При этом хочется донести до читателя не только смысл, который заключен в эпиграфе, а сам процесс прихода к сути описываемого явления. Ведь именно чтение рассказа о процессе помогает другим людямобнаружитьнечто подобное у себя, и таким образом – хотя бы частично – освободиться от груза прошлого в своей жизни. 

Статья будет,какобычно, автобиографичной. К этому хочется добавить лишь, что писать материалы такого рода я начинаю не сразу после событий, иногда спустя годы, чтобы всё улеглось, до-осмыслилось и приняло ту форму, которая будет читаться не как мои «страдания», а как практическая информация по самопомощи для определения своего сценарного поведения и выхода из неудачных жизненных сценариев.

 

Как-то раз, в течение длительного времени, мне очень досаждало поведение соседей, с которыми (так сложилось в силу разных, не зависящих от меня, обстоятельств) у нас была общая на 3 квартиры дверь. Поведение их заключалось в небрежном пользовании общим замком, который всегда выходил из строя, и при этом я нередко оказывалась в ситуации стояния за дверью в подъезде и невозможности попасть к себе домой из-за неисправности замка. А соседи на мои звонки и стук не отвечали. Приходилось обращаться к помощи своей смекалки, а часто и божьей, вероятно, когда после часа попыток открыть дверь она всё-таки вдруг открывалась…

Выбирая варианты взаимодействия и поведения по отношению к соседям, я обычно останавливалась на не-реагировании и не-предъявлении им претензий, так как догадывалась (по некоторым объективным основаниям), что в пояснениях и выяснениях я потрачу сил больше, чем если буду молчать. Затем, когда я стала относиться к этой ситуации с юмором, она поменялась – то есть, «попадать» в закрытую дверь стала не я, а сами соседи. В отличие от меня, они не стеснялись обвинять меня в том, что это я «неправильно» закрываю дверь и выражать всяческое недовольство мне лично. Сначала я снова не реагировала и давала их «шуму» уйти в воздух, но в один прекрасныйдень(бывает, устаешь и чувствуешь, что пора менять своё поведение, ибо старое не приносит спокойствия) я отреагировала на уровне базарного скандала и выдала в том же тоне и громкости речи всё, что я думаю по этому поводу, соседке в ответ. Чем, несомненно, либо удивила, либо напугала её, поскольку пока молчишь, никто и не знает, что внутри себя ты порой испытываешь дискомфорт. И ещё – пока молчишь, другие продолжают думать, что они правы, а ты виноват. Как психолог я четко отслеживала именно эту линию в претензиях соседей. Но не хотелось заниматься психоанализом и тем более «лечением» их без запроса на помощь. Однако в тот раз мой дискомфорт оказался значительным, что и заставило меня глубже взглянуть в содержание проблемы, которая сначала проблемой мне не казалась.

«Раскладывая» всё, что я переживала в этой ситуации с дверью и соседями, я обнаружила, что чувствовала в момент ответа (скандала) сильный гнев и возмущение, что было результатом накопленного раздражения. Раздражение я накопила  сама, потому, что для меня вся ситуация представлялась как достаточно тупиковая – дверь уже установлена и, чтобы её убрать, потребуются либо согласования (в том числе с соседями, с которыми не договориться, ибо они на это не настроены, что было видно по их поведению в целом за годы совместного «бытия» на одной «клетке»), либо хождения по судам, чего я точно не хотела – было жаль тратить на это силы и время. То есть, я как будто нахожусь в положении загнанного в угол человека (как это реально тогда ощущалось), который и изменить ничего не может, и жить так тоже не хочет. Причем, и сам характер проблемы со временем начал восприниматься очень глобально – почти как вопрос жизни и смерти, потому что переживания оказались нешуточными.

Дальше я, следуя собственноручно-изобретенной схеме, стала искать в своей жизни другие моменты, похожие по сути переживания на эту проблему с дверями и соседями. И вспомнила ещё по ряду моментов, что тема тупиковости (я бы даже сказала - безысходности), которая возникает от моего ощущения загнанности и вынужденности «играть в чужие игры», испытывая при этом массу негативных переживаний, не раз возникала в моей жизни совсем в других по сюжету ситуациях. Мне вспомнилась моя работа в милиции и некоторые ситуации, когда я была вынуждена «бороться с системой», при этом осознавая тщетность подобных усилий со своей стороны. Ещё одна очень трудная ситуация из моей жизни (первая, которая точно воспроизводила все составляющие проблемы с соседями), связанная с привлечением меня в суд без моего желания, по причине, которую создала, опять же, не я, однако я при этом просто должна была (с точки зрения Закона – как олицетворения силы, которой я не могу ничего противопоставить) являться и выступать в качестве ответчика. И ещё ряд не столь значительных моментов, в которых воспроизводилось следующее по смыслу (смысл тут=сценарий жизни!):

1. на меня действует Сила, которой я не могу сопротивляться

2. в связи с этим я чувствую свою загнанность и невозможность возражать, хотя внутри себя очень хочу в этом вообще никак не участвовать

3. я вынуждена участвовать в этом против своей воли, и, соответственно, у меня остаётся нереализованным желание, чтобы всё происходило по-моему (или просто иначе, без ощущения насилия извне)

4. я злюсь, но не могу позволить себе выразить эти чувства в адрес «обидчиков» (а другие воспринимаются как обидчики и мучители) – был ещё сначала вопрос «Почему не могу?», но позже я дам на него ответ

5. мне приходится находить способы поведения в этих заданных извне условиях, которые по сути выливаются в 2 типа: бороться или подчиниться. Оба меня не устраивали к тому времени моей жизни просто потому, что в других сферах я довольно легко «плавала» по жизни и многое получала не через сопротивление или позицию «жертвы обстоятельств», а через принятие и умение находить массу вариантов разного поведения. Здесь же была четкая и ограниченная заданность.

После некоторого времени для проживания своих чувств, чтобы прояснилась голова, я стала просто повторять для себя «выуженный» из всех ситуаций прошлого набор имеющихся условий. В один день я не уложилась, да и не требовала от себя быстрого решения, поскольку целью было уловить главный смысл происходящего для самой себя. Ведь без него не получилось бы найти верное решение. Поэтому спешка в таком деле мне не была нужна.



И вот во сне (мне очень помогают сновидения) я вспомнила момент выполнения техники ресурсирования собственной жизни, которую я когда-то делала просто, чтобы разобраться в работе психотехнологий интегрального нейропрограммирования. И вместе с этим отчетливо вспомнила тот момент, когда я посмотрела в точку своего рождения на созданной мною же линии своей жизни, и вдруг горько заплакала. Тогда я немного удивилась своей реакции и не стала в ней «копаться», просто зная, что любой человек (почти каждый первый) получает в своей жизни первую психотравму в момент собственного рождения. Тогда, помню, дополнительно поспрашивала у мамы о том, как проходили роды меня, были ли какие-то особенности, ну и на том тему закрыла. А вот тут, во сне, у меня чётко связалось всё, что я обнаружила после ссоры с соседкой и испытывания негативных переживаний, которые доставляли мне оченьбольшойдискомфорт.

Ведь все эти условия – действие внешней силы, вынужденность участвовать в чём-то без своего желания, восприятие ситуации как некоего насилия над собой вкупе с невозможностью ответить и сделать по-своему, а также итоговый выбор двух линий поведения: бороться или подчиниться, и ощущение значимости вопроса как вопроса на грани жизни и смерти – всё это очень точно отражает процесс рождения плода (человека). Причем, для плода этот процесс является смертью, ведь он не знает, что там, на выходе, он из плода превратится в человека. Жизнь плода на рождении его в качестве человека заканчивается смертью, на которую его «гонит» могущественная сила. А для появившегося человека единственной возможность удержаться в новом для себя мире является возможность адаптироваться тем способом, который будет воспринят ребенком в процессе рождения – бороться или подчиниться, или – при счастливой случайности – плавно перейти в другое состояние себя. Соответственно, тут же, в процессе смерти=рождения (и кое-что раньше, на эту тему читайте подробно С. Грофа) возникает способ взаимоотношений с миром: мир ласков ко мне или мир несправедлив, я при этом «в порядке» (в безопасности) или я – жертва/борец/некто ещё, вынужденный быть начеку… Самое важное, что восприятие ситуации зависит не от того даже, как происходил процесс родов, а от того, как это по отношению к себе воспринял маленький новый человечек. Точно так же и при анализе проблемной ситуации важно выделять личный её смысл для человека – как он понимает (чувствует, воспринимает) проблемную ситуацию по отношению к себе.

Итак, с рождением человека рождается его первое травмирующее переживание, которое не может (в силу, естественно, возраста и наличия необходимых ресурсов) быть осознано объективно. И именно на базе этой первой травмы затем возникают следующие, подобные по сути, или вытекающие из неё по содержанию. Дальше всё зависит от того, будет ли полученный опыт закрепляться на других примерах в жизни, из которых взрослеющий человек привыкает делать выводы относительно той стороны, которая воспринималась как действующая насильственно. И, что интересно, при этом продолжая испытывать невозможность освободиться от действия той силы, потому что это ощущение невозможности очень глобально записано на уровне восприятия вопроса как жизненно важного.

Я думаю (и даже знаю по некоторым своим «путешествиям» в своё же прошлое), рождающийся ребенок ЗНАЕТ, какая сила его толкает, и при этом знает также, что это – единственно родная и важная для него сила, поэтому он не способен возражать, иначе это воспринимается как потеря связи и целостности со своим естеством, Богом, мамой – называйте, как хотите; и именно в этот момент возникает в структуре психики человека такая часть как Тень, в которую уходит подавленное во имя самосохранения возражение – ведь именно по этому принципу человек обычно вытесняет что-либо из зоны своего сознания в сферу бессознательного. При этом вытесненное никуда не девается, а помогает человеку «проявить» его проблему восприятия, которую ему надлежит решить, чтобы жить счастливо, создавая в его жизни те ситуации и привлекая тех людей, которые будут раз от раза указывать ему на суть его проблемы.  

Всё вышеописанное я изложила с целью дать пошаговый способ определения сути проблем, чтобы помочь всем желающим – как минимум – осознать, что происходящие с ними жизненные трудности имеют своими корнями нечто очень личное и далеко не всегда внешние причины их возникновения являются первопричинами на самом деле.

Что даёт подобное осознавание?

* Возможность пережить озарение и открыться жизни в другом своем качестве.

* Более подробное исследование собственных способов поведения в проблемных ситуациях позволяет – при знании истоков проблемы – гораздо легче «отцепиться» как от испытываемых негативных чувств, так и от старых способов решения проблем.

* Разрушается «ограниченный» способ восприятия существующей реальности и появляется возможность (для начала) понять, что собственная реальность этого человека была далека от объективно-существующей реальности.

* Изменяются по итогу способы взаимодействия с людьми, понимания самого себя и уровень значимости восприятия возникающих проблем. Если раньше проблемы казались чем-то, что было на уровне жизни-смерти и ужасным ужасом, то после осознавания их сути появляется отношение к ним как к задачам, которые можно решать разными способами. Уходит очень личное отношение ко всему происходящему в жизни человека как к событиям, случившимся «ради него» или «во вред» ему (восприятие себя как субъекта, вокруг которого вращается мир). И человек становится способным учиться тому, чего не умеет, и творить свою жизнь=реальность.

* И самое важное: после осознавания истоков и последствий глубоких психотравм подобного рода человек становится способным на полное принятие. Уходят внутренний протест, вызванный восприятием мира как «несправедливого», и упорное желание делать что-то по-своему, рожденное этим ложным выводом, сменяясь готовностью открыто следовать по пути жизни, каким бы он ни был. И мир отвечает на эти готовность и принятие тем же.

Помните: что наверху, то и внизу. Что во мне, то и вовне. (истины из «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста)

Всем – добра и свободной наполненной жизни!

 

* Если статья оказалась для вас полезной, буду рада вашим «спасибо» и перепостам в соц.сетях.

* Приглашаю всех на свой сайт, где много других статей по различным жизненно-важным темам.

Марина Александровна

Что интересного на портале?