Как помочь ребенку в трудной ситуации

Вы считаете нытье и жалобы на школу проявлением лени? Думаете, нужно всего лишь мотивировать ребенка на учебные подвиги? Просто заставить, и все быстренько изменится к лучшему? Если к таким установкам добавляется тревога за будущее любимого чада, родители уже не могут спокойно оценить обстановку и принять верное решение.

Без паники! Начните с себя

Публицист Скотт Стоссел недавно выпустил книгу, в которой назвал современную жизнь «веком тревожности». Книга быстро стала бестселлером, ведь волнений с каждым днем все больше. И это понятно: технологии развиваются с безумной скоростью, многие корпорации даже отказываются от долговременного стратегического планирования, заменяя его agile-планированием, гибким и податливым.

В ситуации неизвестности будущего родительские страхи и тревоги активируются как никогда ранее. А раз школа – порог взрослой жизни, начинает казаться — один неверный шаг, ошибочный выбор – и любимое чадо уже не сможет обрести прекрасную жизнь мечты.

Добавьте к этому приближающийся или уже наступивший подростковый возраст школьника, и попробуйте представить спокойных родителей – вряд ли у вас получится. Но если предстоит разобраться в причинах школьных проблем и принять решение по поводу смены школы, нужно прежде всего успокоиться. Квалифицированные психологи умеют поддерживать в таких ситуациях, и часто хватает всего пары встреч, чтобы родители почувствовали себя увереннее и могли приступить к разрешению ситуации без чрезмерных эмоций.

 
На пустом месте ненависть к школе не возникает. Что-то пошло не так, и первое, что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку – поверить, что причина есть. И найти эту причину.
 

Как дела дома? Проверьте семейные отношения

Начать поиск придется в семье. Один из вариантов, который нужно исключить или исправить в самом начале – отношения с близкими. Может, в последние год-полтора произошли серьезные изменения – рождение новых детей, переезд, смена класса или школы, смерть кого-то из близких/друзей (как у ребенка, так и у вас), конфликты, развод, расставание? Если что-то из таких событий имело место, но вы не видите связи с поведением ребенка, все равно лучше копнуть этот вариант поглубже. Вы находитесь внутри семейной системы — в самом центре событий, и с вашего ракурса сложно увидеть всю картину целиком. К тому же взаимосвязи между ситуациями и поведением ребенка не всегда линейные и простые.

Другой вариант – разрозненность между членами семьи. Часто встречается хроническое недопонимание между родителями, или между кем-то из них и бабушками-дедушками. Когда ребенок видит склоки, придирки, даже не направленные против него – это шанс для проявления бунтарских качеств. Или для депрессивного равнодушия ко всему вокруг.

Еще встречается враждебность по отношению к школьнику, чрезмерная требовательность или, наоборот, вседозволенность – в общем, несбалансированные отношения. И тогда ребенку хочется восстать или на все «забить».

Бывает непросто признать, что у детей проблемы из-за каких-то семейных передряг. Но есть хорошая новость – с этими сложностями можно разобраться. Улучшится обстановка в семье – изменится отношение ребенка к школе.

Разговор по душам. Что и как спрашивать

Поговорить откровенно со школьником удается не всем родителям. Некоторые вещи дети предпочитают не обсуждать. Вам важно подготовиться к разговору. Вспомните звонки из страховых компаний и банков. Операторы call-центров пользуются специальными техниками для работы с возражениями. Вам тоже нужно освоить методики построения доверительного поддерживающего диалога.

Варианты фраз, которые помогут:

  • «Наверное, ты не хочешь мне говорить, потому что боишься наказания или моей реакции? Я обещаю спокойно выслушать и вместе с тобой обдумать варианты действий».
  • «Ты не хочешь рассказывать про школу, чтобы не быть жалобщиком-стукачом? Это понятно, но проблема сейчас у тебя, и ее важно решить. Я могу тебе помочь и обещаю ничего не предпринимать без обсуждения с тобой».
  • «Ты не хочешь доставлять мне дополнительных беспокойств? Я знаю, в последнее время я много устаю, и тебе не хватает моего внимания. Но самая важная моя работа — помогать тебе, и я готов/а сейчас найти силы, чтобы справиться с твоими задачами».

Репутационные риски. Как уменьшить

Часто причина ненависти к школе – конфликт или непонимание с учителем. Представьте, что вы – медиатор – человек, который ведет переговоры со всеми конфликтующими сторонами. Сначала поговорите с ребенком, выясните, что происходит. Он обижен, зол, напуган? Что он слышит от учителей? Затем, сохраняя позицию переговорщика, поговорите с учителем и попытайтесь нащупать какой-то компромисс. Если не получается — обдумайте вариант смены школы. К сожалению, если с учителем договориться не удается, а конфликт зашел далеко, скорее всего, в школе уже сформировалось предвзятое отношение к вашему ребенку. Изменить это бывает просто невозможно.

Если есть проблемы с одноклассниками, проясните ситуацию со всех сторон и обдумайте, получится ли что-то исправить. В некоторых случаях помогут разговоры с учителями, родителями других детей или тренинг коммуникации для вашего ребенка. Но если у ребенка уже сложился стойкий негативный имидж, улучшить его не так-то просто. Помните «сначала работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя». В школе то же самое. Хороший имидж помогает строить отношения с учителями и одноклассниками, а плохой с каждым годом усугубляется.

Шило – НЕ на мыло! Если пришлось менять школу

И вот вы все прояснили и приняли сложное решение – переводить в другую школу. Но бывает, что сложности переходят из одной школы в другую вместе с ребенком. Вам нужно построить стратегию поведения на новом месте. Даже если проблема была в конкретном учителе, а теперь коллектив намного лучше – все равно дети быстро привыкают к роли неудачника или отщепенца. Но вы в силах помочь!

Обдумайте вместе с ребенком, как лучше сформировать первое впечатление о себе. Вспомните, какие ошибки сделаны в старой школе, изучите этот опыт, чтобы не наступать на те же грабли Решите, какой имидж будет наиболее благоприятен для ребенка на новом месте. Не стоит прыгать выше головы или занижать положение. Лучше выбрать ступеньку по силам. Какие поступки, какое поведение соответствуют этой роли? Проведите вместе с ребенком мозговой штурм, который поможет смоделировать подходящее поведение. Хорошая подготовка – уже полдела. Но другая половина – ваша готовность первое время много поддерживать ребенка и обсуждать возникающие сложности «не отходя от кассы». Так вы сможете перестроить предыдущий сценарий.

 

Строить отношения – навык, который ребенку пригодится не только в школе, и обучить ему – важная родительская задача.

 
Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!





Что интересного на портале?