«Я не знаю, что выбрать, с кем мне дружить, в какой класс пойти, я запутался в том, что я хочу», «они меня не понимают, а объяснять им бесполезно, все-равно не поймут!», «я им говорил, что они во всем ошибаются, а они в ответ только обижаются», «не знал, как сказать о том, что мне не нравится, поэтому я просто ушел оттуда»...
⠀
Знакомо?
Когда я готовилась к новым детским группам по развитию эмоционального интеллекта в Семейное Образовательное Пространство "Лесная Школа" я описывала, чем же так важно развитие ЭИ. И мне пришла в голову фраза, что человек с низким эмоциональным интеллектом -
нехозяинв своей жизни . Какова фраза, а? У меня от нее холодок по коже.
Человека, который не знаетсвойвнутренний мир, не умеет им управлять, его мотает из чувств в проблемы, он не понимает, что с ним происходит, не понимает других, конфликтует и не может это разрулить, слеп к своим проблемам, не зная и не принимая себя не может до конца принять другого, не умеет справляться со стрессом. Это влияет на его самооценку, на его уверенность в себе. Отсутствует навык налаживать отношения, вступать в конструктивные конфликты, отстаивать свою позицию, свое "это мне подходит, а это - нет".
Вот, например, человек оскорбился/обиделся/потерял что-то, и не понял своих чувств, своей реакции. Просто мимо них прошел. Да еще и поплотнее дверь в мир чувств закрыл, а то что-то неприятно-невнятное там. А чувства там бушуют! в темную. толкают изнутри. И начал он срываться на близких, например, разругался с женой или заболел противной болячкой. Хозяин он или не хозяин своей жизни?
Или хочет человек теплой близости и нежной дружбы. Но не знает об этом. Незнаком со своим хочу. Есть только яркое суровое надо. Сильное! Например, ему надо работу хорошую, дом, помогать людям. И ходит он на престижную работу, денег в достатке, в благотворительности участвует. И все-то у него есть, и вроде хозяин он в своей жизни. Только, домой ему не хочется приходить, ведь ему по вечерам страшно одиноко, а по утрам сдохнуть хочется. И не понятно ему, почему. И не знает он свой внутренний мир, где живет маленькое одинокое "хочу близости", и, например, маленькое переливчатое "хочу рисовать". А знал бы он, может и по-другому зажил бы, а?...
Ну и тут я имею в виду, что быть хозяином-автором своей жизни, это не быть всесильным волшебником , который абсолютно всем управляет. Ведь, например, эмоциями не поуправляешь, если они пришли, то уж пришли.
Быть хозяином-автором - это знать настолько хорошо свой внутренний мир, и уметь с ним обращаться, чтобы править в нем, как мудрый король, который знает и любит своих подданных (чувства, желания, потребности, ограничения, слабости), умеет уважать их, принимать, ухаживать за ними, следить, чтобы они учитывали соседние страны (других людей), умеет разруливать их конфликты и т.д. И это не только знать и давать право своим чувствам, например, злости, а и грамотно ее выражать! Так, чтобы злость помогала строить отношения, а не разрушала. Уметь переживать стресс и быть в трудных чувствах тревоги, беспомощности, растерянности так, чтобы не разваливаться и не разрушаться от них. Уметь себя поддерживать, запрашивать помощь от других. Уметь слышать и видеть чувства других, построить диалог, ведь а как еще построишь близость? А уж как важно находить Своих людей, быть на Своем месте, проживать Своюжизньосмысленно и с внутренним согласием. Ммм…
Эмоциональный интеллект помогает приобретать уверенность в себе благодаря самопознанию, опыту уважения, права иметь свои чувства, навыку конструктивно «разруливать» конфликты, помогает определиться в жизненном пути, выбрать свою профессиональную ориентацию.
Да уж,мыопределенно больше можем, когда мы хозяева своей жизни. С развитым-то эмоциональным интеллектом.