Аналитическая психология Юнга

Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии.

В период с 1909 по 1913 годы Карл Юнг был последователем и близким другом Зигмунда Фрейда. Их тандем был одним из самых многообещающих в психологии и психиатрии начала XX века. Многие считали, что именно Юнг станет правоприемников психоанализа. Однако их сотрудничество и дружба продлились не очень долго. А послужило тому расхождение в понимании мотивов поведения человека. Юнг категорически отказывался принимать один из постулатов Фрейда, о том, что в основе всей человеческой психологии лежат главным образом подавленные сексуальные желания. Помимо этого, еще со времен университета, Карл увлекался исследованиями восточных религий, алхимии, парапсихологии и мифологии (за что Фрейд его прозвал «святоша» и «мистик»), что также пытался внедрить и в психоанализ. Но Фрейд всегда очень ревностно относился к малейшим изменениям или каким-то расхождением во взглядах на психоанализ. В результате Юнг был изгнан из ранга любимых учеников и близкого товарища Фрейда.

Однако такой болезненный разрыв никак не повлиял на научные работы Юнга. Да, ему, конечно же, пришлось выйти из Международной психоаналитической ассоциации и перестать практиковать психоанализ, но это позволило ему разработать собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Именно Юнг разработал технику направленных ассоциаций, арт-терапию, песочную терапию, которые достаточно распространены сейчас по всему миру. Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

АналитическаяпсихологияЮнга…

…базируется на введенных им же понятиях коллективного бессознательного, архетипах и процесса индивидуации.

Коллективное бессознательное – это психическая деятельность человека, содержащая врожденный опыт прошлых поколений.  Нет, это не означает, что у всех в головах утсроено одинаково. Юнг его так назвал, потому что у многих людей мыслительные образы и древние представления о жизни являются общими. Именно оно помогает нам объединятся в народы, нации и человечество.

Архетипы являются содержанием коллективного бессознательного. По сути, это общепринятые  формы и постулаты, отраженные в различных мифологиях, которые носят абстрактный характер. Каждый индивид конкретизирует сам эти образы уже сам. К примеру, архетип матери практически во всем мире имеет обобщенную форму, но в каждой стране он имеет различие.

Процесс индивидуации отражает стремление каждого человека к индивидуации, т.е. становлению самим собой и самостоятельной единицей человечества или «самореализацией». Этот процесс состоит в постижении своего бессознательного.

 Архетипы Юнга

Юнг выделял следующие архетипы – Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона (или маска) — это то, какими нас видит окружающий мир. Это наш характер, наша роль в социуме, наш стиль и манера подачи себя.

Эго — один из основных архетипов. Это центр сознания,  то, как мы сами себя ощущаем и каким себя знаем только мы. Именно он отвечает за связь сознательного и бессознательного в личности. Если эта связь нарушается, то возникает невроз.

Тень – центр личного бессознательного, который некогда был вытеснен из сознания. Это некая темная сторона Я, наши отрицаемые желания и переживания, как чего-то несовместимое с персоной или противоречащее социальным стандартам. Но именно в тени скрыт весь творческий потенциал и жизненная энергия. Юнг считал, что именно Тень проецируется на других, и именно поэтому мы видим в «чужом глазу соринку, а в своем бревна не замечаем».

Анима и Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие  представление об образе женщины (Анимы) и мужчины (Анимуса). При благоприятном осознании своих вытесняемых мужских и женских черт – человек способен к плодотворной и активной жизни.

Самость – центральный архетип, который организует и защищает целостность и упорядоченность личности. Именно он координирует и упорядочивает  взаимодействие бессознательного и сознания. Одна из главных ролей самости – находить компромиссы, устранять и смягчать противоречия. К примеру, агрессивность может быть трансформирована в напористость в достижении социально приемлемых и даже престижных целей: победы в соревнованиях, первенства в искусстве, бизнесе и т.п. А вот если самость не справляется со своей ролью, то возникают внутренние конфликты, неврозы, нервно-психические отклонения, комплексы, срывы и даже тяжелые психические расстройства.

 Ход терапии по Юнгу

Для юнгианского подхода очень важно сотрудничество между психотерапевтом и клиентом. Основной целью этого подхода является не только снятие проблем клиента, но и движение личности в сторону индивидуации, к процессу осознания своей уникальности и развитие, а иногда и открытие, творческих способностей. Сам Юнг определял психотерапию как лечение души душой.

Сам процесс терапии проходит лицо к лицу (в отличие от психоанализа) в форме беседы. Аналитик обсуждает с клиентом  его проблемы  на языке образов, символов и метафор. Таким образом, клиент может выражать свои переживания и чувства в виде сказок, фантазий и снов.

Большое внимание в юнгианстве уделяется отношениям между психотерапевтом и клиентом, отражающими привычные для клиента способы взаимодействия со значимыми для него людьми (родители, друзья, коллеги). Данный перенос позволяет психотерапевту показать клиенту проблемы, которые у него существуют, и помогает выстроить новые, более здоровые и комфортные для клиента отношения.

Помимо бесед в юнгианской терапии поощряется любая творческая деятельность (рисование,  ведение дневника, написание песен и стихов), которая помогает клиенту выразить себя и освободить свои негативные эмоции.

Обычно, юнгианский подход чаще используют в долгосрочной терапии (от полугода), но есть много случаев, когда всего несколько сессий позволяли добиться желательных изменений.



Что интересного на портале?