Акцентуация характера и семейный стиль воспитания

Акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что повышает уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом адаптационные затруднения личности в некоторых ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году К. Леонгардом (1904–1988), который разработал известную классификацию акцентуированных личностей. Кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера отечественного психиатра А.Е. Личко (1926–1994), который выделил 12 акцентуаций, частично пересекающихся с выделенными К.Леонгардом. Личко указывал на то, что нужно говорить не об акцентуациях личности, а акцентуациях характера. Он связывал искажения родительского стиля с вероятностью появления акцентуаций характера у подростков. Несмотря на некоторые различия, и в том, и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

С.Хатуэй и Дж.Маккинли выделили три шкалы называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады. Психопатии, в отличие от невротических нарушений, обладают тремя отличительными признаками (по П.Б.Ганнушкину): тотальностью, стабильность, социальной дезадаптацией.

Сопоставление типов акцентуированной личности по Леонгарду и по Личко

 К. ЛеонгардА.Е. ЛичкоКраткое описание типов акцентуаций характера1Застревающий*Обидчивость, формирование сверхценных идей, честолюбие2ДемонстративныйИстероидныйСтремление быть в центре внимания, внушаемость, склонность к манипуляции, сильная тенденция к вытеснению3ПедантичныйПсихастеническийДолго переживает мелкие обиды, традиционен, формализм4ВозбудимыйЭпилептоидныйМстительность, низкий самоконтроль, вязкость мышления5ГипертимныйГипертимныйОптимизм, активность, склонность к риску, не всегда внимателен к окружающим6Дистимный*Пессимизм, замкнутость, «всё плохо»7ЦиклотимичныйЦиклоидныйпериодическая смена общего фона настроения и активности (тонус / упадок, гипертим / дистим)8Аффективно-экзальтированныйЛабильныйвысокая интенсивность и изменчивость эмоциональных реакций, искренность, избегание трудностей9ЭмотивныйЛабильныйглубина чувств, отзывчивость, обидчивость, непредсказуемость10Тревожный (боязливый)Сензитивныйбольшое количество страхов, неуверенность, ответственность11ШизоидныйЗамкнутость, отгороженность от окружающего мира12Неустойчивый*Слабоволие, равнодушие к будущему, плохо переносят одиночество, тяга к уличным группам.13Конформный*Чрезмерная подчиненность, отсутствие инициативы14Астено-невротический*Мнительность, капризность, утомляемость, склонность к ипохондрии

*У Личко отсутствует описание дистимного и застревающего типа, поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены неустойчивый, конформный и астено-невротический типы.

Тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения.

В гармоничной семье все возрастные трудности, особенности разных типов акцентуаций в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, все члены такой семьи связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а дополняют друг друга, в таких семьях отсутствуют стойкие подгруппы направленные против других членов семьи.

Дисгармоничная семья (собственно негармоничная семья, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся, ригидная псевдосолидарная семья) является основным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Такаясемьяхарактеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой — слишком зависимое положение («семейный перекос»), интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает свои обязанности на другого. Отсутствует истинное партнерство.

Стиль родительского воспитания сочетает в себе особенности лидерства и педагогического общения, но его наиболее существенными элементами являются эмоциональное отношение и уровень контроля за поведением детей

В таблице представлены основные  типы семейного воспитания и их влияние на акцентуацию характера ребенка, описанные А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А. А. Вдовиченко, Е. С. Ивановым.

Тип семейного воспитанияЕго основные характеристикиВлияние на акцентуацию (какой тип формируется и какой усиливается)Гипопротекция  Ребенок предоставлен сам себе. Недостаток контроля, опеки, внимания к потребностям ребенка, его духовной жизни. Крайняя форма — полная безнадзорность. Скрытая гипопротекцияформальный контроль, возможно эмоциональное отвержение. Ребенок чувствует, что родителям не до него.  Такие подростки чаще оказываются в асоциальных компаниях. Неустойчивый тип – начинают прогуливать уроки, часто дальнейший путь развития проходит с деликвентностью, алкоголизацией, побегами из дома. Конформный тип – если окажется в хорошей компании усвоит положительный модус поведения, но обычно оказывается в асоциальных компаниях и перенимает ее образ жизни. Низкий соц. статус. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации.  Доминирующая гиперпротекция Чрезмерная опека, мелочный контроль, вплоть до постыдной слежки. Подавляется самостоятельность, ребенок лишается возможности учиться на собственном опыте. Не формируется ответственность и чувство долга. Данный стиль воспитания усиливает реакцию эмансипации, непослушание .Гипертимно-неустойчивый тип – резкое усиление реакции эмансипации. Рвут родительские запреты, устремляются в асоциальные компании. Могут уходить из дома к другим родственникам (бабушке, тете). Психастеническая акцентуация, сензитивная акцентуация, астено-невротическая акцентуация – усиление несамостоятельности, неуверенности в себе, нерешительности. Истощение, тревожность.Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм.Истероидная акцентуация. Развитие истероидных черт на основы лабильной и гипертимной, реже эпилептоидной и шизоидной акцентуаций. Потворствующая пиперпротекция рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию, с одной стороны, связанную с непомерно высоким уровнем притязаний, с другой, тип воспитания мешает выработке навыков систематического труда.Эмоциональное отвержение Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержениеродителине признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка.Ситуация усугубляется, если есть брат, сестра, особенно сводные, отчим, мачеха (воспитание по типу «золушки»)При истероидной акцентуации — реакции оппозиции. При шизоидной уход в себя. При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий, положение «золушки» оставляет неизгладимый след в жизни этих детей. Для лабильной акцентуации характерно развитие по неустойчивому типу.Жестокие взаимоотношения Часто сочетается с крайней степенью эмоционального отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие. Скрытое проявление —  душевное безразличие друг к другу, каждый сам за себя, высмеивание, унижение ребенка.Особо  пагубно  для эпилептоидного и конформного типа  — именно у таких подростков легче всего начинается психопатическое развитие по эпилептоидному типу.Повышенная моральная ответственностьОт ребенка требуют честности, порядочности, несоответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Внимание к потребностям самого ребенка снижено.Гипертимные и эпилептоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У психастенического и сензитивного  типов возможно развитие обсессивно-фобических неврозовПотворствующая гипопротекция (введен Вдовиченко)Бесконтрольность в сочетании с некритическим отношением к его поведению. Оправдывают подростка, перекладывают вину на  другихПодростки не могут приспособится к жизни. Склонность к истерическим реакциям.Культ болезни (введен Ивановым)Преувеличенные заботы о здоровье,  воспитание в культе режима. Можно рассматривать как одну из форм доминирующей гиперпротекции.Инфантилизация, эгоистическая фиксация на заботах о здоровье. Истерический способ реагирования с ипохондрическими внешними проявлениями.Противоречивое воспитаниеЧлены семьи применяют несовместимые воспитательные походыОсобенно пагубно для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к ахиллесовой пяте его типа акцентуации.



С уважением,
педагог, психолог Стрельцова Наталья



Что интересного на портале?