Музыкальнаятерапия- сравнительно молодое направление психологии, разные школы по разному трактуют определение словосочетания "музыкальная терапия", но все они сходятся в том, что МТ есть использование музыки для достижения психотерапевтических целей.
В ходе девятого конгресса по музыкальной терапии, который состоялся в далеком 1999 г., было выделено пять основных направлений музыкальной терапии.
Ниже делюсь вольным переводом описания данных подходов.
Подход Нордофф-Роббинс
17ти летнее сотрудничество Пола Нордофф и Клайва Роббинса привело к созданию уникального подхода в музыкальной терапии. Первоначально данныйподходбыл разработан для терапии детей с особенностями психического и физического развития.
Музыкальная терапия Нордофф-Роббинс основана на убеждении, что каждый может воспринимать и реагировать на музыку, вне зависимости от заболеваний, интеллекта и уровня развития. В ходе работы происходит создании музыки клиентом и терапевтом, различные методы позволяют клиентам даже с тяжелыми ментальными нарушениями включатся в процесс музицирования и взаимодействовать с терапевтом посредством музыки.
Пол Нордофф и Клайв Роббинс считали, что уникальные свойства музыки как терапии могут улучшить коммуникативную сферу, позволить жить более яркой и насыщенной жизнью.
Терапевт в данном подходе должен быть выдающимся музыкантом, в работе как правило, участвуют два терапевта – один играет на фортепиано (основнойинструментв подходе Нордофф-Роббинс, второй наблюдает за реакцией клиента, помогает ему освоить музыкальные инструменты)
Подход Бэнензон
Роландо Бэнензон по праву считается «отцом» музыкальной терапии в Латинской Америке. В его подходе используется тело, звук и невербальные стимулы, с целью развить, анализировать и укреплять отношения клиент-терапевт, клиент-группа, для достижения поставленных целей и задач психотерапии.
GIM
Подход, разработанный Хелен Бонии, базируется на гуманистических и трансперсональных направлениях психологии, сочетая в себе методологию символдраммы и достижения музыкальной терапии. В данном контекстемузыкаявляется средством, которое может помочь клиенту погрузится в глубины своего внутреннего мира, и, тем самым, улучшить качество терапевтического процесса.
Основным методом данного подхода является использование метода свободных ассоциаций под классическую музыку.
Аналитическая музыкальная терапия
Основываясь на идеях классического психоанализа, а так же вдохновившись идеями композитора Альфреда Неймана, Мэри Пристли с коллегами создала аналитическую музыкальную терапию, основным методом которой являлась свободная импровизация.
Она описывала свой подход как использование слов и символов музыкальной импровизации клиентом и терапевтом для выражения внутреннего мира клиента и его личностного роста, как исследование бессознательного посредством музыкального выражения.
Комбинация исполнения импровизационной музыки и ее обсуждения, по словам Пристли, могут привести к глубокому пониманию психологических конфликтов, которые являются причиной болезни.
Поведенческая музыкальная терапия
Бихевиоральный подход музыкальной терапии основывается на обучении и корректировке поведенческих программ, происходящем через подкрепление определенных стимулов. В контексте музыкальной терапии музыка может быть использована в качестве стимула, в качестве подкрепления (награды), в качестве метода фокусировки внимания.
Применение поведенческого подхода в музыкальной терапии сложно и требует хорошей подготовки терапевта, глубокого понимания принципов поведения. Этот поход предполагает прослушивание и создание музыки определенной музыки, отвечающей запросу каждого клиента с целью изменения его поведения.