Каких психологических последствий можно ожидать, еслиребенокрастетубабушки и дедушки?
Довольно часто бывают объективные причины временно отдать ребенка на воспитание старшему поколению: тяжелая болезнь родителей, отсутствие средств к существованию, работы, жилью, образования. У некоторых народов есть традиция - отдавать первенца бабушке-дедушке.
Я сама воспитывалась у бабушки до 6 лет. Маме нужно было выходить на работу. В те времени по закону нельзя было не работать. За тунеядство была статья. Бабушка приехала помогать и забрала меня к себе, когда оказалось, чтомамаснова беременна.
В советское время мама могла сидеть с ребенком до 2 месячного возраста, а потом – ясли. Хорошей альтернативной яслям была помощь бабушек.
Плюсы очевидны: бабушки более опытные, могутмногодать малышу в плане заботы, внимания. Для меня время проведенное у бабушки было наполнено счастьем и любовью.
Минусы не так очевидны , но они серьезны. По моим наблюдениями, такие дети, став взрослыми, больше подвержены риску тревожных и депрессивных расстройств, им труднее строить отношения.
Причины:
- Психологическая травма, когда ребенок отлучен от матери. Пусть ему в новом доме на взгляд взрослого и лучше, но для ребенка большой стресс, когда рядом нет матери, нет привычной обстановки, привычных запохов. Если это происходит в возрасте до 1 года, могут возникнуть трудности в формировании базового доверия к миру.
- Следующая травма – при возвращении ребенка к биологическим родителям. Ребенку нужно снова учиться жить в родительской семье. Снова стресс. Ребенок может подолгу грустить, плакать без видимой для родителей причине, либо капризничать. Могут быть изменения в аппетите, двигательной активности. Если родители не понимают и не принимают слез, ребенок остается один на один со своими переживаниями. Возникают сложности во взаимоотношениямих с братьями и сестрами. У меня есть клиенты, которые возвращались в родительский дом, будучи уже подростками, и испытывали большие трудности или даже невозможность установления близких отношений с сиблингами.
- Трудности во взаимоотношениях с биологическими родителями. В некоторых семьях ребенку внушают, что он «бабушкин» или «дедушкин». Ребенок привыкает относиться к ним, как к родителями. А своих родителей начинает воспринимать, как старших братьев-сестер. По возвращении родителям бывает трудно вернуть свой авторитет. А ребенку – полюбить и доверять своим биологическим родителям.Если у родителей конфликтные отношения со своими родителями, то ребенок оказывается «между двух огней».
- Смерть бабушки-дедушки переживается, как смерть родителя. Ребенок начинает чувствовать себя сиротой при живых биологических родителях. Хорошо, если родители понимают тяжесть утраты. Чаще эта потеря остается неоплаканной и влияет на оставшуюся жизнь.
Мои наблюдения подтверждаются данными ученых. В 2007 году в США было опубликовано большое исследование Грегори Смита и Патрика Пальмьери, которое показало, что риск поведенческих и эмоциональных нарушений выше у детей, выросших у бабушек-дедушек, в сравнении с теми, кто вырос в родительских семьях.
Авторы выделяют две основы причины трудностей у таких детей:
- Дети могутвоспитыватьсяу дедушек и бабушек из-за таких трудностей среди своих родителей как злоупотребление психоактивными веществами, жестокое обращение с детьми и пренебрежение, подростковая беременность, смерть, болезнь, развод, заключение под стражу и ВИЧ-СПИД. Такие трудности сопряжены с многочисленными рисками психопатологии среди внуков, включая подверженность пренатальным токсинам, раннюю детскую травму, недостаточное взаимодействие с родителями, семейный конфликт, неопределенность в отношении будущего и социальную стигму.
- Сами дедушки-бабушки сталкиваются с с многочисленными проблемами в качестве воспитателей. Для многих эта роль незапланирована, навязана, неоднозначна, нарушает планы на собственную жизнь. Частые проблемы со здоровьем. Отдельно исследователи выделяют гнев к родителям внуков и чувство вины, что также сказывается на психологическом состоянии внуков.
Во взрослом состоянии детские травмы дают о себе знать в виде депрессии, тревожных состояний, трудностей в построении отношений. В исцелении от детских травм неоценима роль психотерапии.
Если жизненные обстоятельства не позволяют вам самим какое-то время растить ребенка – то вы можете снизить риск, разговаривая с ребенком, объясняя происходящее, обозначая примерные сроки, поддерживая связь с ребенком и с его опекунами-родственниками.
Важно заранее позаботиться о снижении психологических рисков для ребенка. Например, просить временных опекунов говорить ребенку «Твои родители сейчас далеко, но они любят тебя». Важно, чтобы родители говорили своим детям по телефону или во время приездов: «Мы сейчас не с тобой, но мы тебя любим», не давали ложных обещаний, что скоро вернутся, если сроки возвращения не ясны.
Уверенность ребенка в том, что он нужен, важен и любим своими родителями поможет избежать психологических последствий во взрослом возрасте.