Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 1.

Воля - это способность управлять собой, управлять своими желаниями, эмоциями и действиями. Эта способность формируется на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста.  До подросткового возраста многие компоненты воли должны быть уже сформированы. Роль взрослого в воспитании снижается. И подросток продолжает самостоятельно развивать волевые качества.

В статье я расскажу, как формируется воля в раннем возрасте и старшем дошкольном. И какие необходимые волевые компоненты должны быть сформированы для обучения в школе.

Закладка волевых процессовуребенка начинается еще в младенчестве. Ребенок ощущает неудовлетворенность, плачет,мамаподходит не мгновенно - и в этот момент ребенок начинает учиться  выдерживать фрустрацию (я хочу - мне не дают). В этом возрасте опасно долго оставлять ребенка без внимания. У ребенка, к котором долго не подходят, когда он плачет, нарушается базовая потребность в безопасности. Примерно, будет такая невербальная  установка - "бессмысленно чего -то  хотеть, просить, все равно ничего не получишь". И, скорее всего, волевые процессы в этом случае  будут слабые.

До года закладывается способность к целеполаганию:ребеноквидит игрушку и находит способ до нее добраться. Нарушение волевых процессов будет, если ограждать ребенка, не давать трогать предметы, не давать свободно передвигаться.

Далее, в 2-3 года, если родитель способен говорить нет ребенку, устанавливать границы, выдерживать сопротивление ребенка - тогда у ребенка  начинает формироваться способность выдерживать фрустрацию и справляться со своими эмоциональными реакциями на эту фрустрацию.

Если мама перегружена чувством вины, не в контакте со своими потребностями (а удовлетворяет свои потребности через ребенка) - она будет удовлетворять потребности ребенка по первому требованию. Будет следить за каждым движением ребенка, чтобы предугадать "чего хочет малыш" и тут же дать ему это. Или, что хуже всего, будет убеждать ребенка, что именно ему надо (как в том анекдоте про еврейскую мамочку: - я хочу есть? - нет тебе холодно.. )

Что будет с ребенком в этом случае: ребенок не будет понимать, чего он хочет, или  не будет знать, как взаимодействовать с миром, чтобы получать то, что он хочет. Будет нарушен контакт с телом, с чувствами, потребностями. И управлять всем этим ребенку будет сложно.

Следующий этап, 4-7 лет, дошкольный период. Ребенок учится регулировать свою произвольность. В этом возрасте важно сформировать понятие "правило", научить понимать причины и следствия событий. В этом помогут сюжетные игры, игры по правилам.

Так же важный возраст для формирования чувств. Этот возраст еще называют нежным. Для ребенка важно одобрение родителя. Позволяйте деткам вас любить, заботиться, делать подарки, сюрпризы. Мама, у которой есть программа "я сама", будет отталкивать ребенка. Что негативно скажется на его мотивации.

Очень важно, чтобы до 7 лет ребенок научился управлять не  только своим телом, своими эмоциями,. но и своим пространством. У него должно быть свое место в доме (кровать, стол, игровое пространство). Ребенок должен полностью себя обслуживать: одевать, убирать постель.

И вот, наконец, школа.

Если ребенок

- понимает, что такое границы и правила, знает, зачем они нужны;

- умеет организовать себя, свое пространство;

- выдерживает фрустрацию;

- управляет чувствами (понимает свои чувства и чувства других и есть навыки контроля чувств (без подавления) , своих и чужих),

значит, необходимые волевые компоненты  сформированы достаточно для обучения в школе. Эти компоненты можно обозначить как волевые качества: дисциплина, выдержка, организованность, самоконтроль. 

Если какие-то волевые компоненты недостаточно сформированы, в младшем школьном возрасте это еще возможно изменить.  В подростковом (после 12 лет) что-то исправить довольно сложно, многое даже невозможно. Начинайте создавать правила, устанавливать границы , играть в игры по правилам, сюжетные игры, учите справляться с чувствами, прислушиваться к себе, к своим потребностям. 

В младшем школьном возрасте  формируется произвольность и мотивация. Это способность управлять своим мышлением, вниманием, памятью.

Конечно, и произвольность начинает формироваться до школы, в детском саду, или когда мама с ребенком проводит занятия. Но именно в школьные годы ребенок учится планировать свою деятельность, управлять деятельностью и ее оценивать.

Как помочь младшему школьнику управлять своей школьной деятельностью расскажу  в следующей своей статье.

Граппа ВК https://vk.com/deti289

Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы. 





Что интересного на портале?