Причины наказаний ребенка в семье (сообщение – 2)



Продолжаю тему о наказании ребенка в семье.

Родителям следовало бы осознавать причины применения наказаний своих детейведь они очень разнообразные и зависят не только  от поведения ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить несколько причин:

1) Взрослые не умеют управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, обидой, отчаянием, тем самым проявляют свою слабость и беспомощность, срываясь на ребенке.

2) Психолого-педагогическая некомпетентность в процессе успешного воспитания своих детей: во-первых, родители не знают других методов и приемов воздействия на ребенка, во-вторых, не всегда объясняют ребенку причинно-следственные связи того или иного поведения, в результате чегоребеноклишается возможности прогнозировать последствия своих действий для окружающих.

3)  Иногда наказанию ребенка предшествуют либо неприятности на работе, либо перенос грубости из общественных мест (магазин, транспорт и др.), и родитель эмоционально «срывается» на ребенке, образуя «цепную реакцию».

4) Иногдадетиявляются жертвой наказания из-за супружеских отношений: гнев на мужа или раздражение женой вымещается на ребенке.

5) Убеждение в том, что наказания (в том числе и физические) необходимы для правильного воспитания ребенка; тем самым родители погружаются в ложное представление о том, чтонаказаниеподдерживает их власть и авторитет.

6) Некоторых родителей пугает безнаказанность и ее последствия. Родители применяют авторитарные и силовые методы, воздействуя на ребенка, т.к. часто срабатывают стереотипы воспитания из собственного детства – «Меня наказывали, и я вырос хорошим человеком», «Меня били, и пошло только на пользу!».

7) Самые печальные причины неоправданных наказаний – отсутствие любви к ребенку (под №7 и 8). Возможно, что ребенок рожден от нежеланного человека (например, изнасилование) или от человека в ком пришло разочарование в течение совместной семейной жизни (алкоголизм, измена, «неудачник» и пр.). В этом случае родитель может вымещать собственные обиды и неудовлетворенность, проецируя их на ребенка.

8) Бывают ситуации, когда в семье рождается ребенок с каким-либо нарушением в развитии, то отношение к нему неоднозначное (амбивалентное), т.к. не о таком ребенке мечтали, не такого планировали, отношение  может выстраиваться как к обузе, непосильной ноше, к нежеланному субъекту, который может раздражать. В этом случае родители эмоционально глухи по отношению к ребенку, не способны к подлинной эмоциональной отзывчивости.

Подводя итог,  хотелось бы сказать, что перечисленные выше причины далеко не все и их можно избежать, если родители будут интересоваться вопросами воспитательной практики, читать психолого-педагогическую литературу, думать и анализировать. А для педагогов и психологов остается актуальным делом информирование родителей о методах наказания детей и подростков. В настоящее время в образовательных организациях, психологических центрах помощь родителям осуществляется по нескольким направлениям – информационное, консультативное, практическое.

Информационную помощь родителям можно осуществлять через распространение различных буклетов, памяток, изготовление стендов, альбомов; можно также рекомендовать книги, ссылки на файлы в сети Интернет, где содержится полезная тематическая информация (статьи, тезисы, очерки, интервью, диалоги и пр.).

Консультативная помощь предполагает проведение разъяснительных консультаций индивидуально или с группой родителей.

Практическая помощь предполагает проведение тренингов, круглых столов, родительских собраний, посвященных проблеме наказаний ребенка в семье.

Предлагаю читателям этого материала включить в обсуждение другие причины (не представленные в данной публикации), из-за которых родители наказывают детей и подростков.

 

Заиграева Надежда

Что интересного на портале?