Сепарация, или психологическое отделение от родителей – понятие, которое зародилось в рамках психоаналитического подхода, однако, его важность, признается большинством психологов, иногдатолькоменяют название этого процесса. Наибольший вклад в разработку этого явления внесла уже упомянутая мной в предыдущих статьях Маргарет Малер.
Немного о том, что же это все-таки такое и как проявляется.
Отделение от родителей может быть как когнитивное, так и эмоциональное.
Когнитивное отделение от родителей происходит на рациональном уровне и подразумевает формирование у подростка независимых представлений о себе как о человеке, личности, о своих чертах, способностях и возможностях. Эти представления в идеале не должны зависеть ни от мнения родителей, ни от мнения окружающих. Отсутствие независимости в когнитивной картине себя связано с тем, что ребенок или подросток уверен в том, что он «плохой», «лентяй», «необщительный», «тупой» не по тому что, он сам так думает, а потому что так сказала мама (или папа). Или это может быть наоборот, переоценка, своих способностей и качеств.
При завершенной сепарации, самооценка человека, своих личностных особенностей и способностей адекватна и опирается только на свое мнение с учетом реальности конечно, но учет этот объективен. И даже если родители или другие люди будут говорить человеку что-то, что не соответствует его представлениям о себе или реальности, это мнение не будет доминирующим.
Другое дело при незавершенной сепарации. Для человека всегда будет важно мнение окружающих, он или она будет всегда стремиться выглядеть для всех хорошим (ей) или даже идеальным (ой), боясь получить критику в свой адрес, или выглядеть каким-то неправильным в глазах других (даже если те ничего не скажут).
Конечно, здесь когнитивная независимость самооценки тесно связана и с эмоциональной составляющей, поскольку получая негативное оценивание со стороны родителей или других людей, человек не только будет примерять эти оценки на себя и допускать их истинность, но и переживать при этом негативные эмоции. Поэтому критика вызывает страх и, возможно, ответную «защитную» агрессию, хотя защищаться не от чего, просто для человека болезненно выглядеть «неидеальным» для других людей.
Однако, это не значит, что гармоничная, успешно сепарированная личность безосновательно уверена в собственной непогрешимости и резистентна к реальному окружающему миру. Это другая крайность – страх критики и «неидеальности» порождает отрицание реального состояния дел.
В идеале реакция на критику должна быть адекватной, принятие к сведению, возможно, коррекция поведения, но без разрушения собственной самооценки.
Хочу подчеркнуть, что вышеописанные особенности могут связаны не только с неблагоприятным течением сепарации, но и с более ранними проблемами, однако часто проявляется именно так.
Продолжение следует…