Чувство обиды — одна из самых разрушительных эмоций, которая сопровождает нас в течение всей жизни. Обиды мешают в работе, отношениях, бизнесе. Эту эмоцию можно сравнить с камнями, которые человек складывает в рюкзак, и он становится всё тяжелее и тяжелее. Некоторые люди замечают свои обиды, другие копят их неосознанно. Важнейшим фактором стабильного роста любого бизнеса является умение руководителей принимать и отрабатывать свои обиды.
Личные обиды приводят к тому, что человек становится менее активным и уязвимым, из-за этого ему всё тяжелее принимать правильные решения. В бизнесе это приводит к тому, что у руководителя падает эффективность, он не может вести продуктивные переговоры или открывать новые филиалы, в результате происходит снижение доходов всего предприятия. Обида — это ограничитель, который мешает двигаться дальше и развивать своё дело. Поэтому очень важно научиться прорабатывать эти эмоции.
Виды обид в бизнесе
Можно выделить три ключевых вида обиды в бизнесе:
1. Обида на партнёровТакой вид обиды мешает конструктивному взаимодействию партнёров. Чтобы проработать эту эмоцию, необходимо разобраться в её источнике. Самыми распространёнными видами обид на партнёров являются ситуации, при которых одному из руководителей начинает казаться, что он выполняет гораздо больше задач, чем его коллега, или когда теряется уважение между компаньонами.
Разберём ситуацию на примере одного из моих клиентов. Он достаточно долгое время старался игнорировать свою обиду, делая вид, что её нет. Мы начали работу с определения причины обиды, выяснив, что он чувствовал свою зависимость от партнёра. Потребовалось некоторое время, прежде чем он смог проработать эту ситуацию при помощи осознанного подхода к ведению бизнеса. Так, он отметил свои личные границы, чётко обозначив, как партнёр может общаться с ним, чтобы процесс коммуникации был комфортен для обоих компаньонов. В результате мой клиент встретился с партнёром, провёл эффективные переговоры, которые ранее откладывал, разработав план дальнейшего развития совместного проекта. В данном случае проработка обиды помогла создать долгосрочные эффективные отношения и обеспечила стабильный рост компании.
2. Обида на сотрудниковЧаще всего обида на сотрудников заключается в том, что руководитель считает труд своих подчинённых недостаточно эффективным, а свою персону недостаточно авторитетной в коллективе. Для того чтобы проработать эту негативную эмоцию, необходимо понимать, что предприниматель сам создал в своей голове эту установку и должен самостоятельно сделать первый шаг к налаживанию отношений в коллективе.
Например, можно создать на базе своей организации дополнительные курсы для подчинённых, где они смогут повысить свою квалификацию. Если проблема заключается в том, что сотрудники не всегда выполняют свои обязанности, часто опаздывают, относятся несерьёзно к вашим распоряжением, не видя в вас лидера, позвольте себе стать более жёстким, но в то же время справедливым руководителем. Создайте внутренний устав организации, обязательный для исполнения каждым сотрудником, где будут прописаны правила и обязанности.
3. Обида на клиентовТакже часто встречается обида на клиентов. Например, когда руководителю начинает казаться, что они недостаточно ценят его продукт, не реагирует на акции, разработка которых занимает не один день, игнорируют попытки коммуникации.
При возникновении такой обиды необходимо избрать более лёгкую политику коммуникации с клиентами и найти наиболее удобный для них канал для сбора обратной связи. Это позволит лучше понимать клиентов и откроет новые способы коммуникации.
Как работать с обидой
Чтобы справиться с обидами и превратить их в инструмент личностного роста, необходимо их проработать. Конечно, нужно понимать, что у каждой обиды есть своя история и её проработка всегда индивидуальна. Осознание наличия проблемы — это первый шаг к её устранению, за которым следует поиск положительной установки и решение ситуации.
Выделю общие рекомендации по проработке обид:
Обида — это тоже эмоцияНе нужно прятать обиды, лучше начните искать их источник и прорабатывать его. В психологии есть интересная техника принятия обид. Она заключается в том, что человек закрывает глаза, расслабляется и концентрируется на своих внутренних ощущениях. В этот момент также можно мысленно проговаривать: «Обида снижает мою эффективность. Я сам создал этот инструмент». Чаще всего при этом у человека возникают образы, которые и являются причиной остановки его роста. В этот момент необходимо чётко ответить себе на вопрос: «Зачем я создала этот инструмент?».
Прислушайтесь к своему подсознаниюВаше подсознание даст вам ответы на этот вопрос и поможет справиться с обидой. Важно понимать, что эта техника позволяет получить более ценные ответы, поскольку они будут являться результатом ваших собственных мыслей. Поэтому, работая со своими клиентами, я всегда стараюсь указать человеку именно на его внутренние ощущения, давая возможность самостоятельно сделать выводы.