Моей дочери 13 лет. Ее вопросы меня регулярно ставят в тупик. Я не знаю, что на них отвечать, теряюсь, опасаюсь уронить свой авторитет, потерять свое лицо и доверие ребенка.
Например, недавно едем мы с дочерью в машине, говорим о школе, об уроках и подружках, вдругдочьвыпаливает:
- У всех девчонок в классе уже был парень, а у меня нет. Я тоже хочу…
От растерянностиязаругалась: «Не смей! Чтобы больше я такого не слышала!»
У дочери такое лицо испуганное стало. Я подумала, что в следующий раз она ведь и не скажет мне ничего… Как себя вести в таких случаях – не понимаю?
13 лет ребенка – непростой возраст и для мамы, и для папы. В этом возрасте крайне важно сохранить контакт с ребенком. Сохранить доверие и открытость в общении. Ваша девочка начала обсуждать с Вами очень важный для себя вопрос. Ее волнует, что происходит с одноклассницами, как те строят отношения друг с другом и с мальчиками, как она сама выглядит на их фоне. Это однаизключевых задач возраста, в который вступает дочь – определить свое место в группе, увидеть себя глазами сверстников.
Ваша реплика испугала дочь (Вы говорите об испуганном выражении лица), скорее всего дочь не поняла, чем вызвана такая реакция, и испуг возник, с большой долей вероятности, от неожиданности. Для нас это говорит о том, что во фразе «У каждой девочки уже был парень» дочь не видит ничего предосудительного. Что в свою очередь может означать, что дочь и ее одноклассницы вкладывают в эту фразу иной смысл, не тот, который Вас напугал.
Чтобы у нас с Вами не возникало разночтений, когда я пишу о смысле, который напугал Вас, я предполагаю, что Вы в эту фразу вложили следующее: «у каждой был парень» = «у каждой был физиологический опыт сексуальных отношений».
Для дочери смысл фразы может быть иной. Например, эта фраза может означать приглашение от молодого человека на прогулку или договоренность декларировать: «мы пара».
Хотя вариант собственно сексуальных отношений также не исключен. Поэтому оптимальным способом отреагировать на подобное сообщение будут многочисленные уточнения.
Начать можно с парафраза: «У каждой был ПАРЕНЬ?» или даже проще – повторите, как эхо: «парень?». Если Вы верно подберете интонацию и акцентируете слово «Парень», то дочь раскроет для Вас это понятие, как она его понимает: парень – это кто? Что нужно делать, чтобы стать чьим-то парнем? Какие отношения, в которых происходит что, называются отношениями с парнем?
Если парафраз по каким-то причинам не сработает, можно задать универсальный уточняющий вопрос: Что ты имеешь в виду, когда говоришь об этом? Этот вопрос уместен в огромном количестве ситуаций. Задавая этот вопрос, важно сохранять ровность тона и спокойствие. Вопрос, заданный повышенным тоном, или в раздраженном состоянии может привести к обратному эффекту – ребенок замкнется.
Когда Вы поймете, что дочь имеет в виду в такой ситуации, вы сможете дать ей адекватный ответ на ее запрос. В описанном Вами случае, скорее всего запрос был о том, что нужно сделать, чтобы заполучить парня. Уточнив и проявив немного терпения, Вы сможете узнать это наверняка.
Таким образом, как говорил великий Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!». Пока ребенок идет с такими вопросами к Вам – ничего по-настоящему страшного не происходит и не может произойти, потому что ребенок доверяет Вам и согласовывает свои действия с Вами. Именно родитель в этой ситуации – значимая оценивающая фигура.